«Прозрачный, как стекло», — хотелось бы сказать про государственный контроль на границе, но язык не поворачивается. Дело в том, что один из критериев прозрачности контроля – его предсказуемость, чего никак не скажешь ни о работе системы управления рисками (СУР) таможни, ни о внезапных решениях других контролирующих органов.
Одна из таких «мин» на поле боя участника ВЭД за выпуск своего груза – временные ограничительные меры от Роспотребнадзора. Известно, что это ведомство осуществляет санитарно-карантинный контроль (СКК) в пунктах пропуска через государственную границу. Задача СКК – не допустить завоз, распространение болезней, предотвратить ввоз товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, опасных для человека. Для этого на уровне ЕАЭС принят Единый перечень товаров, подлежащих государственному санэпиднадзору на таможенной границе, а также порядок осуществления контроля в отношении такой продукции.
Казалось бы, всё предельно понятно и прозрачно. Однако Роспотребнадзор время от времени применяет тактику «ручного» управления и вводит ограничения и запреты на ввоз тех или иных товаров из конкретных стран. Как нам сообщили участники ВЭД, опытным путем удалось составить список из более чем 30 товарных позиций и стран, в отношении которых действует запрет на ввоз или режим «подлежит оценке СКК».
Среди запрещённых, например, алкогольная продукция из Молдовы, папайя из Вьетнама, Китая и Тайланда, обои ряда украинских производителей, женские средства гигиены производства ООО «Проктер энд Гэмбл Украина», а также другие товарные позиции. Среди товаров, подлежащих СКК при импорте, — различная пищевая и непищевая украинская продукция, настольные светильники из Китая и другие.
Подобные ограничения всегда не только непредсказуемы, но и заранее неизвестны участникам ВЭД: приняв решение, Роспотребнадзор в оперативном режиме доводит его до таможенных органов. Эта информация не появляется больше нигде за редким исключением. Так, недавно стало известно о том, что с 3 ноября 2020 года с подачи Роспотребнадзора в отношении поставок кунжута из Индии должен производиться отбор проб для исследования груза на наличие пестицидов. Изредка и сам Роспотребнадзор решает сообщить о принятых мерах, как это было, например, в 2019 году с грузинским алкоголем.
Вместе с тем такое «усиление СКК» приводит к увеличению сроков выпуска товаров и, разумеется, создаёт дополнительные и непредвиденные издержки для импортёров. Более того, по мнению участников рынка, такие решения контролирующих органов – таможни и Роспотребнадзора – формируют нездоровую среду для российского бизнеса. Хотя в ФТС от этой истории предпочитают дистанцироваться.
“Запрет ввоза – это не совсем функция ФТС. Мы узнаём, что по линии СКК вводится какой-то запрет, от Роспотребнадзора. Если выдано СГР (свидетельство о госрегистрации, — прим. авт.) или он соответствуют техрегламенту, безопасность подтверждается. Есть, конечно, какая-то адресная информация, что по той или иной причине тот или иной товар не допущен к ввозу, но лучше поинтересоваться у ведомства«, — сообщил начальник отдела госконтроля в пунктах пропуска ФТС России Максим Лукьянов.
Как «поинтересоваться у ведомства», представитель ФТС не уточнил, но очевидно, что решение у этой проблемы только одно: систематическая публикация введённых ограничительных мер на официальном сайте Роспотребнадзора. К слову, Россельхознадзор, который тоже имеет право вводить временные ограничения на ввоз, так и поступает: это ведомство регулярно и публично оповещает всех заинтересованных лиц о введении тех или иных «точечных» решений.
Текст Галина Рожко