В 2021 году транзитные перевозки через территорию России составили 1,116 млн. TEU. И в ближайшие пять лет ОАО РЖД собирается увеличить объем транзита контейнеров в четыре раза — до 4 млн. тонн TEU в 2027 году. Мы поговорили с экспертами отрасли, чтобы узнать реальна ли поставленная цель и что нужно для ее достижения.

Основной причиной роста транзитных перевозок через территорию России является глобальное перераспределение грузопотока. По словам Дмитрия Суховерши, руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России, значительное увеличение стоимости фрахта морских контейнерных сервисов привело к повышению тарифов и на железнодорожных маршрутах из Азии в Европу, однако рост стоимости морских перевозок значительно превысил аналогичный показатель железнодорожных. Цена отправки 40-футового контейнера из Китая в Европу на поезде транзитом через РФ стала сопоставима с океанской перевозкой, а срок доставки контейнера на железнодорожную станцию назначения в Европе в 1,5–2 раза меньше по сравнению с транзитным временем морской отправки.

— Загруженность, нестабильность, высокие цены и значительно выросшие сроки доставки грузов на основных маршрутах — через Суэцкий канал, между Китаем и США и др. — заставляют грузовладельцев искать альтернативные пути доставки товаров, — Роман Ипатов, директор по интермодальным операциям логистической компании «ДАКСЕР»

— Планы ОАО РЖД по увеличению транзита в четыре раза за 5 лет видятся достаточно амбициозными и при этом сложно реализуемыми, — рассказывает Дмитрий Суховерша, руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России.

Основные проблемы в достижении поставленных показателей будут связаны с инфраструктурными ограничениями, например, с недостаточной мощностью терминалов на погранпереходах между Россией/Казахстаном/Монголией и Китаем, а также на белорусско-российской границе и пунктах пропуска Белоруссии и ЕС. В «высокий» сезон многие уже работают на пределе пропускной способности, поэтому потребуется увеличение мощности терминалов. Также могут возникнуть сложности в связи с сохранившимся торговым дисбалансом в поставках между Европой и Китаем, который выразится не только в виде дефицита порожних контейнеров в Китае и избытка в Европе, но и приведет к нехватке железнодорожных платформ, рассказывает господин Суховерша.

Для дальнейшего роста рынка транзитных контейнерных перевозок требуется развитие инфраструктуры на всём пути следования грузов, наращивание парка платформ, а также принять меры по сбалансированию товарооборота между Европой и Китаем. По словам Дмитрия Суховерши, один из возможных вариантов — провести унификацию подвижного состава и согласование возможности перегрузки контейнеров на фитинговых платформах со сменой тележки на погранпереходе между РФ и КНР вместо необходимой перегрузки через терминал и смены платформы.

Роман Ипатов считает, что рост рынка транзитных контейнерных перевозок будет возможен, когда будет обеспечена прозрачность, предсказуемость, стабильность и доступность данного сервиса, а также предложена привлекательная стоимость и выгодные сроки перевозки.

— В перспективе наибольший потенциал будут иметь маршруты с наименьшим гарантированным сроком доставки, минимальным количеством операций на погранпереходах, и конкурентных тарифах перевозки. Какие именно маршруты будут наиболее востребованы, покажет время, поскольку многое зависит от участников транспортного процесса, включая терминалы на погранпереходах, железные дороги на маршруте, собственников подвижного состава и контейнерных парков, а также операторов контейнерных поездов.