В 2020 году продолжилось усиление контроля за процедурами сертификации продукции, в том числе официальным ввозом испытательных образцов.
В текущем году со стороны органов, уполномоченных контролировать соблюдение законодательства в области сертификации (таможенные органы, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Росаккредитация и другие) продолжается тенденция по усилению контроля за соблюдением процедур оценки соответствия, как аккредитованными лицами (органами по сертификации и испытательными лабораториями), так и компаниями, выступающими в качестве заявителей (изготовители , уполномоченные представители, импортеры).
С начала 2019 года Федеральная служба по аккредитации (ФСА) провела уже около 700 проверок, в результате которых прекратила аккредитации более 50 организаций. Основные механизмы для осуществления контроля были определены и применены на практике довольно давно и не раз показали свою эффективность, но в мае этого года ФСА начало действовать с указаниями нового постановления Правительства РФ от 21.03.2019, переводя документы с нарушениями в статус архивных, т. е. без права их использования.
Для сертификации на серийный выпуск эксперт обязан выехать на производство с целью его обследования и составления акта анализа, отбора нужных образцов. После отобранные образцы должны быть официально ввезены на территорию РФ и испытаны в аккредитованной
лаборатории. Если образцы были ввезены без учета всех предварительных процедур, то их будет невозможно использовать для испытаний с целью сертификации.
Для декларирования соответствия анализ производства не требуется, а отбор образцов допускается производить силами заявителя. При декларировании партии отбор осуществляется из заявленной партии продукции, а при серийном выпуске отбор необходимо производить на складе готовой продукции изготовителя, при этом учитывая, что образцы также должны быть официально ввезены на территорию ЕАЭС.
Внимательность к деталям!
Если изначально заявитель забыл указать часть продукции в заявке, а выезд эксперта на производство уже состоялся, то дополнить ассортимент продукции в рамках правового поля будет невозможно. Потребуется повторная регистрация заявки и повторный выезд эксперта. Похожая ситуация может произойти, если предварительно продукция была неправильно идентифицирована, а в результате испытаний стало известно, что часть заявленного ассортимента должна классифицироваться в иную группу товаров, на которую требуется отдельный сертификат соответствия.
На чем можно экономить?
Стоимость услуг по сертификации продукции постоянно увеличивается. Рост обусловлен сокращением количества аккредитованных лиц, сокращением их области аккредитации и значительным увеличением трудозатрат на всех этапах проведения оценки соответствия. Крупные игроки на рынке сертификации, имеющие большую клиентскую базу, вынуждены в разы поднимать стоимость услуг, так как не могут справиться с текущим объемом работы.
При выборе подрядчика необходимо опираться в первую очередь на качество работы, оперативность и соблюдение все правил сертификации. Поэтому обязательно обращайте внимание на положительную репутацию, так как на данный момент нет официальных рейтингов органов и лабораторий. Нужно не забывать учитывать риски: при экономии на качестве разрешительного документа можно значительно потерять в результате признания контролирующими органами документа нелегитимным. То есть сэкономив незначительную сумму в несколько тысяч рублей с непроверенным подрядчиком, можно потерять несколько миллионов рублей, оплачивая штрафы.
Что делать с разрешительными документами, оформленными до усиления контроля?
Контролирующие органы в результате проверок все чаще требуют с заявителей:
протоколы испытаний, договор уполномоченности заявителя изготовителем, таможенная декларация (ДТ) на ввоз образцов и другие. И если протоколы и договор у заявителя в большинстве случаев имеются, то ДТ на ввоз образцов зачастую отсутствует, так как они были ввезены «в чемодане» или были отобраны от ввезенной ранее коммерческой партии. Если отсутствует хотя бы один документ из списка, то разрешительный документ признается нелегитимным, что влечет наложение штрафов.
Значит, сертификат или декларацию о соответствии нужно в срочном порядке переоформлять в соответствии со всеми требованиями.
В таком случае наиболее удобным решением является процедура условного выпуска.
Риски условного выпуска:
- Распространенной проблемой при условном выпуске является отрицательный результат испытаний отобранных образцов. В случае несоответствия продукции партия подлежит возврату или уничтожению.
- Можно прибегнуть к варианту повторного отбора, но велик риск не успеть за 45 дней.
- В связи с постоянными проверками аккредитованных лиц существует вероятность приостановления деятельности органов и лабораторий в то время, как у них находятся в работе разрешительные документы. В таком случае заявителю необходимо проходить все процедуры заново в другом органе, в связи с чем уложиться в сорок дней становится крайне сложно.
- Бланки сертификатов соответствия выдаются органам в ограниченном количестве, а получение бланков новой партии может занять долгое время.
Таким образом, условный выпуск является неплохим решением для подтверждения соответствия партии продукции, но, учитывая многочисленные риски, наиболее безопасно оформлять разрешительные документы на серийный выпуск без привязки к конкретным поставкам.
К сожалению, реалии таковы, что каждому участнику ВЭД необходимо самому разбираться в вопросах сертификации хотя бы в общих чертах. Задача таможенных представителей в том чтобы, помочь и объяснить все риски, связанные с разрешительными документами.
Текст: Александр Иванов, руководитель отдела сертификации ГК АРИВИСТ