По данным ПЭК, за апрель-октябрь 2023 года из-за дополнительных досмотров срок пересечения границы увеличился от нескольких часов до 1-7 дней, в зависимости от направления и загруженности пунктов пропуска. 

Более 95% грузов, которые следуют из Казахстана в Россию, проходят экспортный контроль, рассказал Вадим Филатов, совладелец и заместитель директора ПЭК на Транспортной неделе, которая проходит в эти дни в Москве.  

Из-за дополнительных таможенных досмотров срок пересечения границы со стороны Казахстана за апрель-октябрь увеличился от 7-10 часов до 1-7 дней, в зависимости от загруженности пунктов пропуска. В итоге, например, транзитное время доставки из Алматы в Москву за апрель-октябрь выросло с 5-6 до 7-8 дней.   

Напомним, с 1 апреля Казахстан ввел обязательное оформление юридическими и физическими лицами сопроводительных накладных на товары (СНТ) во взаимной торговле со всеми странами ЕАЭС. Разработан перечень товарных групп, для экспорта которых требуются специальные разрешения от Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) или Комитета государственных доходов Минфина РК. По информации ПЭК, срок выдачи этих документов может доходить до двух недель.  

«Товары, на которые нужно получать дополнительные разрешения, регулярно пересматривают, а бизнес об этом не информируют. Причем каждое министерство может самостоятельно внести ограничение на отдельную товарную категорию. Чаще всего с этой проблемой сталкиваются перевозчики сборных грузов, которые доставляют в одном прицепе отправления 60-70 клиентов. Когда отправляли машину, сопроводительные документы могли быть оформлены верно. На следующий день на погранпереходе нам сообщают, что еще несколько грузов попали в перечень товарных групп, для экспорта которых нужны специальные разрешения», — подчеркнул Вадим Филатов.  

Таможенная служба республики дает возможность оформить и отправить дополнительные документы в течение 1-7 часов. Если не получается — грузовик разворачивают обратно.  

«Для того чтобы сократить простои на границе Казахстана и России, важно запустить процесс информирования участников ВЭД об изменении списка товаров, для перевозки которых нужны специальные разрешения. Кроме того, необходимо создать выделенный коридор для сборных грузов с отдельной очередью и оборудованием для досмотра», — по словам Вадима Филатова.  

Экспортный контроль при пересечении границы действует также со стороны России. С 9 марта наша страна ввела разрешительный порядок вывоза в ЕАЭС определенных категорий товаров. По состоянию на ноябрь, пересечение границы России и Казахстана занимает в среднем 2-3 дня, электронная очередь на МАПП «Бугристое» пока не помогает ускорить этот процесс. 

«ПЭК перестал использовать этот погранпереход, несмотря на то, что пункт пропуска оптимально подходит для наших логистических маршрутов. Место в очереди можно забронировать только за 10 дней до пересечения границы, а свободные слоты разбирают в первые минуты после того, как на портале появляется возможность их оформить», — подчеркнул Вадим Филатов.  

Пилотный проект по внедрению электронной очереди, который Казахстан запустил со своей стороны на пункте пропуска «Бидаик» с 1 ноября, может упорядочить пересечение границы, но в существующем исполнении вряд ли ускорит этот процесс. 

«Согласование даты в мобильном приложении CarGoRuqsat занимает 2-3 дня. При этом не обязательно дата согласования будет подходить под желаемую дату пересечения границы. Российская и казахстанская системы электронных очередей практически идентичны, и по итогам окончания тестового периода изменения должны быть внесены с обеих сторон. Между Казахстаном и странами ЕАЭС действует не только экспортный, но и транзитный контроль. Больше всего из-за дополнительных досмотров увеличился срок пересечения границы с Киргизией — от нескольких часов до суток. По состоянию на ноябрь, перевозка из Москвы в Бишкек занимает 8-10 дней.  Законодательство обеих стран позволяет перегружать товары из одного грузовика в другой при транзите, но на практике возникают сложности. Перевозчик не может изменить информацию о транспортном средстве в транзитной СНТ на платформе Управления государственных доходов (УГД) Казахстана. Важно доработать этот момент, чтобы у компаний появилась такая возможность. Россия — один из основных торговых партнеров Казахстана. Товарооборот между нашими странами увеличился на 8,7%, до $10,5 млрд, за январь-май 2023 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана. Чтобы логистика не тормозила развитие делового сотрудничества между нашими странами, необходимо наладить диалог с государственными органами Казахстана для обсуждения и совместной разработки изменений в таможенном регулировании, с учетом потребностей бизнеса», — резюмировал заместитель директора ПЭК.