Спустя двадцать лет параллельный импорт снова разрешен в России. Однако для легальной торговли через маркетплейсы продавец обязан представить документацию о происхождении, качестве и безопасности и о возможности исполнения гарантийных обязательств.

Невыполнение требований интернет-площадок способствует отказу от сотрудничества, обвинению в контрафакте и блокировке продукции.

Курбатова Екатерина, руководитель Центра Сертификации Ростест Урал

Принцип функционирования схемы параллельного импорта

Термин «параллельный импорт» означает ввоз товаров, изготовленных производителем с соблюдением технологического цикла и требований, предъявляемых к качеству без разрешения правообладателя.

Цель использования данного механизма в РФ – недопущение дефицита востребованных на внутреннем рынке товаров из-за западных санкций.

Перечень объектов для параллельного импорта регулируется Минпромторгом и распространяется на продукцию, правообладатели которой покинули отечественный рынок.

Список периодически пересматривается.

Информация о товарно-материальных ценностях в Перечне указывается тремя способами:

  • по коду ТН ВЭД;
  • конкретным брендам, допустимых к ввозу без одобрения правообладателя;
  • фиксации торговых марок, не допускаемых к импортированию по соответствующему номенклатурному коду.

Экономически параллельный импорт – это ответная мера, реализуемая в случаях установления ограничений или запретов на ввоз востребованного товарного ассортимента. Юридически операции оформляются в аналогичном стандартному импорту порядке.

Отличительная особенность заключается в отсутствии необходимости получения разрешения от владельца исключительных прав для импорта тех или иных товаров.

Отличия «серых» и контрафактных товаров

Согласно разработанной схеме при параллельном импорте субъекты предпринимательства вправе приобретать продукцию не у официального представителя, а у зарубежных компаний, совершивших закупку у собственника бренда. При этом цепочка перекупщиков не ограничена количеством участников и маршрутами поставок. В отличие от контрафакта «серые» товары (т.е. ввезенные в режиме параллельного импорта):

  • проходят таможенное оформление с уплатой пошлин, сборов и НДС;
  • имеют документы, подтверждающие первичную продажу самим изготовителем;
  • декларируются по кодам ТН ВЭД с учетом ограничений по конкретным брендам;
  • имеют разрешительную документацию, подтверждающую качество и безопасность;
  • контролируются антимонопольной службой при пересечении границы.

Продукция не может стать контрафактной из-за увеличения цепочки поставок и необязательного ввоза непосредственно из страны-изготовителя.

Параллельно с официальным дистрибьютором товары могут завозить хозяйствующие субъекты при приобретении у посредника. Исчерпание исключительных прав при международном режиме наступает после первичной реализации в любом государстве мира, лишая правообладателя возможности контролировать дальнейшие продажи.

Реализация через маркетплейсы товаров параллельного импорта

Поскольку маркетплейсы функционируют за счет продвижения товаров от импортеров к конечным потребителям, то выступают гарантом качества, охраняя интересы покупателей. Продавец при сотрудничестве с посредническими площадками должен:

  1. Пройти процедуру верификации. Без предоставления доказательств легального происхождения интернет-площадка не допустит ассортимент к реализации и скроет товарную карточку.
  2. Учесть законодательные изменения. Вследствие периодических корректировок Минпромторга может оказаться, что для продажи в конкретный момент необходимо согласие производителя или официального дилера.
  3. Обеспечить гарантийное обслуживание. Ввиду отсутствия договора с правообладателем важно предусмотреть выполнение ремонтов и замен за свой счет.

Попытки ввоза контрафактных товаров караются начислением штрафных санкций в размере 50-300 тыс. рублей и изъятием товаров из оборота.

Нацеленность маркетплейсов на борьбу с контрафактом

Посреднические сервисы ощутили беспокойство покупателей по поводу приобретения подделок вместо оригиналов торговых марок.

Перед загрузкой на площадку субъект предпринимательства должен представить:

  • цепочку товарно-сопроводительных документов на поставку;
  • договор с правообладателем, заключенный первым участником цепочки;
  • внешнеэкономический контракт и инвойс иностранного партнера;
  • декларации и сертификаты, подтверждающие безопасность;
  • нанесенную маркировку на маркируемые товары;
  • таможенную декларацию с отметкой о прохождении таможенного контроля.

Крупные маркетплейсы страны завели единую информационную базу, куда вносятся сведения о зафиксированных нарушениях и виновниках. К системе могут подключаться заинтересованные лица в целях контроля качества реализуемой продукции и недопущения подделок под прикрытием параллельного импорта.

Отсутствие разрешительной документации или некорректное заполнение может стать причиной отказа в размещении на площадке и привлечения недобросовестных импортеров к ответственности.