Согласно российскому законодательству, компании и ИП, ведущие внешнеэкономическую деятельность, обязаны отчитываться перед таможенными органами о товарных поставках, подлежащих ввозу / выводу через границу РФ. Все необходимые сведения можно подать удаленно, для этого заявителю нужно оформить электронно-цифровую подпись (кратко – ЭЦП).

Курбатова Екатерина, руководитель Центр сертификации Ростест Урал

Виды электронных подписей

Согласно 63-ФЗ от 06.04.2011, под электронно-цифровой подписью понимается информация, которая позволяет идентифицировать лицо, подписавшее определенный документ (файл). Это аналог «живой» визы генерального директора, главного бухгалтера или иного уполномоченного лица компании.

Внешние пользователи могут просматривать документацию, заверенную ЭЦП, определять, какое конкретно лицо ее завизировало, определять, вносились в файлы изменения после подписания.

Согласно 63-ФЗ, используются следующие виды электронных подписей:

  1. Простая. Это комбинация пароля и логина подписанта. Она позволяет идентифицировать, кто завизировал документ, но не защищает его от взлома / изменения в дальнейшем. Не имеет полной юридической силы, если между сторонами не заключено соответствующее допсоглашение.
  2. Неквалифицированная усиленная электронная подпись (УКЭП). Предполагает использование электронного ключа, позволяет идентифицировать подписанта и отследить изменения файла после визирования. Имеет юридическую силу.
  3. Квалифицированная УКЭП. Обладает теми же признаками, что и неквалифицированная УКЭП. Отличие заключается в том, что ключ прописывается в специальном сертификате. Данный тип УКЭП оформляется центрами, аккредитованными Минкомсвязи.

Для взаимодействия с таможенными органами компаниям и ИП необходима квалифицированная УКЭП. Она размещается на защищенный носитель (Рутокен), обладает специальныым идентификатором OID для использования в системах обмена данными ФТС, имеет неэкспортируемый сертификат.

Как используется ЭЦП при взаимодействиях с таможней

С 2008 года российские предприниматели получили право предоставлять таможне необходимые документы и сведения удаленно. Используя ЭЦП, заявитель вправе предоставить органам ФТС по информационным каналам связи:

  • декларации на товар (ДТ);
  • декларации на транзит грузов;
  • сопроводительную и разрешительную документацию;
  • документацию о помещении продукции на площади для временного хранения;
  • отчеты о товарах, помещенных под процедуру особой экономической зоны;
  • предварительную информацию;
  • формы статистики и т.д.

Оформление документации на ФТС на бумаге требует затрат времени декларанта, личного помещения офиса уполномоченного ведомства самим заявителем или его уполномоченным лицом. Электронный документооборот помогает сократить временные издержки, упростить процедуры.

Справка. Отдельные виды документации таможня принимает только по дистанционным каналам связи, возможность их подачи на бумаге отсутствует. Например, это правило распространяется на таможенные расписки.

Как получить электронную подпись

Для оформления УКЭП предпринимателю надо обратиться в удостоверяющий центр с аккредитацией Минкомсвязи. Заявитель вправе действовать лично или через представителя. Чтобы получить подпись, необходимо предоставить следующую документацию:

  • паспорт заявителя;
  • СНИЛС заявителя;
  • учредительную документацию компании;
  • выписку из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
  • свидетельство ИНН;
  • доверенность (если заявитель действует через представителя).

Иностранное юридическое лицо-заявитель предоставляет копии документации, подтверждающей его регистрацию в России и присвоение КИО.

Предприниматель направляет в выбранный аккредитованный центр онлайн-заявку и выбирает удобный вариант получения УКЭП: в офисе организации, с доставкой по указанному адресу, дистанционно (при наличии актуальной УКЭП или по биометрии).

Остались вопросы? Обратитесь в центр сертификации. Эксперты предоставят консультации и помогут получить ЭЦП для таможенного оформления в короткий срок.