Впервые число посетителей выставки превысило 30 000 человек, что на 12% больше, чем в 2023 году; количество экспонентов выросло на треть и достигло 583 компаний; площадь экспозиции составила более 40 000 кв м.

28-я Международная выставка транспортно-логистических услуг, складского оборудования и технологий TransRussia и 3-я экспозиция складского оборудования SkladTech прошли с новыми рекордными показателями.

Более 250 компаний приняли участие в выставке впервые, среди них: C-SHIPPING, ВТБ, ESTMA, Holding-Finance Broker, Guangdong Ming Forest Industrial Investment, Logareon, NECO LINE, ITECO, RIMA, Sitronics Group, АХВ-ТРАНС, Аривист, Банк Точка, контейнерный терминал ТЕТРИС, Трансресурс, Логинет, СДМ-Банк и ZUNAMI.

В рамках экспозиции был показан полный спектр решений по перевозке, экспедированию, оформлению и обработке грузов на всех видах транспорта, страховые и финансовые услуги, решения по обязательной маркировке товаров, комплексные логистические услуги, складские и стеллажные системы, погрузо-разгрузочная техника, системы автоматизации складов, оборудование и материалы для комплектации и упаковки заказов, IT-решения для транспортной и складской логистики.

Крупные компании выбрали TransRussia | SkladTech для подписания и анонсирования важных сделок и договоров о сотрудничестве, которые будут влиять на развитие отрасли в ближайшие годы. Международный Координационный совет по трансъевразийским перевозкам (КСТП) и Международный Альянс участников грузовых перевозок железнодорожным экспрессом (IFREA) подписали Меморандум о сотрудничестве; ООО «Рускон» (входит в Группу компаний «Дело») и АО «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» договорились развивать экспортные перевозки грузов; Российский морской регистр судоходства заключил соглашения о сотрудничестве с ОАО «РЖД», «РМ Рейл Инжиниринг» и «Сколковским институтом науки и технологий».

Ряд соглашений о сотрудничестве c российскими компаниями-партнерами заключила и транспортная группа FESCO: с ООО «Лайт Лоджистикс» – об организации приема, отправок и обработки контейнерных грузов на терминале «Рексервис» в Подмосковье; с ООО «Сила Сибири» – об организации отправок сельскохозяйственных грузов из Сибирского и Поволжского федеральных округов на экспорт в страны Азии с использованием в том числе регулярных контейнерных сервисов FESCO; с ООО «ТПК АЛЬЯНС» – о развитии контейнерных перевозок на терминале «Орловка» в Волгоградской области и других. Платформа ZUNAMI подписала сразу несколько важных документов: соглашение о намерениях со Страховой компанией «Росгосстрах» и Страховым Домом «ВСК», а также лицензионный договор с Группой «Зетта Страхование».

Экспоненты показали на выставке новинки этого года, самую востребованную продукцию своего ассортимента, новые сервисы и значимые проекты. В частности, PTC Holding, один из крупнейших в Центральной Азии собственников и операторов железнодорожного состава, представил услуги 16 дочерних компаний – операторов инфраструктурных объектов, транспортно-логистических компаний и других. На стенде ВТБ посетители получили консультации экспертов по внешнеэкономической деятельности о возможностях трансграничных расчетов через зарубежные филиалы и дочерние банки группы ВТБ, нововведениях валютного законодательства РФ, сервисах для ведения ВЭД «под ключ», цифровой экосистеме ВЭД и открытии счетов в Китае. Asia MH – один из крупнейших поставщиков подъемно-транспортной техники в России и эксклюзивный дистрибьютор подъемно-транспортного и складского оборудования HELI, представила самые востребованные модели и целый спектр услуг.  SWIFT Transport International Logistics совместно с ГК «Шелковый Путь» представили проект терминала «Шелковый путь» – резидента особой экономической зоны «Оренбуржье». Проект призван способствовать развитию логистических связей России и Азии, снижению сроков и стоимости перевозки.

Деловая программа

Деловая программа TransRussia | SkladTech снова стала местом для общения, обмена мнениями и тенденциями, обсуждения главных направлений развития отрасли. В дни выставки прошел Транспортно-логистический конгресс «ТРАНСРОССИЯ», включивший 5 конференций, посвященных как стратегическим, так и прикладным аспектам развития индустрии. Спикерами деловой программы стали 185 экспертов, посетителями – 3 426 человек.

На ключевом мероприятии деловой программы, 28-й Международной конференции для грузовладельцев и перевозчиков «ТрансРоссия», традиционно выступили представители власти и топ-менеджеры крупнейших компаний российской логистики. Они определили основные векторы развития рынка на ближайший год. Геннадий Бессонов, генеральный секретарь Международного Координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП) отметил, что транспортная отрасль переживает не простые, но и не плохие времена, а рынок российских транспортных услуг ни на йоту не просел, несмотря на внешние ограничения. Артур Карлов, директор Департамента стратегического развития Минтранса РФ выделил главные задачи отрасли: сделать систему стратегического планирования более гибкой и соответствующей вызовам, один из которых – неопределенность. Спикер упомянул о повороте на восток и описал текущую ситуацию на разных торговых направлениях. Так, на направлении «Север-Юг» заметен существенный рост перевалки в морских портах – он превысил 55%. На восточном направлении, будут развиваться ж/д-проекты, к 2032 году планируется увеличить грузооборот на них до 255 млн тонн. По словам Сергея Павлова, первого заместителя генерального директора РЖД, за 2023 год объемы экспорта, импорта и транзита в международном сообщении составили 551 млн тонн. При этом 7,4 млн тонн было перевезено в контейнерах – абсолютный рекорд, в котором 60% заняли международные перевозки. Существенный рост грузооборота наблюдается с Китаем. За прошлый год объем грузоперевозок составил 161 млн тонн – рост на 36% по сравнению с 2022 годом.

По оценкам Дениса Илатовского, первого заместителя генерального директора Управляющей компании «Дело», логистическая отрасль России демонстрирует гибкость и способность быстро адаптироваться, в том числе, наблюдается восстановление экспорта. Продолжается переориентация грузопотоков на азиатское направление. Средняя загрузка терминалов Дальнего Востока составила 90%. Одновременно идет восстановление контейнеропотока через порты Северо-Запада.

Участники Public talk «Безопасность грузоперевозок. Страхование. Современные подходы по минимизации риска» обсудили виды мошенничества на всех видах перевозок, способы противодействия мошенникам и стандарты безопасности в автомобильных грузоперевозках. Соорганизатором мероприятия выступила АССОЦИАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛОГИСТИКИ, модератором – ее руководитель Фарид Джафаров.

Красной линией через все выступления экспертов прошла мысль о необходимости предотвращать мошенничества и не надеется на последующие взыскания через суд. Спикеры единогласно отметили, что мошенники умело пользуются всеми возможностями избежать наказания и даже в случае их возможного осуждения, это не вернет заказчику перевозки ни груза, ни в большинстве случаев, затрат.

Сергей Богатов, транспортный юрист и генеральный директор «Богатов групп» рассказал, что в сфере автоперевозок наблюдается 4 основных схемы мошенничества: первая – груз увозит водитель с поддельными документами, вторая – водителю делается звонок с переадресацией для разгрузки, третья – водителю дается заявка с доставкой на принадлежащий мошенникам адрес, четвертая – мошенник пропадает после получения оплаты. Как предотвращать риски? Как минимум, элементарными проверками партнеров и четкими инструкциями, в том числе водителю – ехать только по адресу в накладной.

«ТРАНСРОССИЯ»

В главном зале в 11:00 стартовала Панельная сессия «Как меняются стратегии компаний в области цепей поставок в текущих условиях». Сессию модерировал Ырысбек Ташбаев – исполнительный директор Совета профессионалов по цепям поставок.

С Аналитического доклада сессию начал Александр Вороненко – руководитель направления развития методологии и практики управления цепями поставок Совета профессионалов по цепям поставок. Эксперт выделил главные внешние и внутренние вызовы компаниям, риски и возможности, которые они несут, а также ключевые тренды.

Ксения Пронина, директор департамента логистики «Сибагро», рассказала о сложностях, с которыми компания столкнулась при внедрении цифровизации. В первую очередь спикер назвала дефицит в кадрах, при этом в регионах еще сложнее решить вопрос со специалистами для автоматизации и цифровизации логистики. Спикер уверена, что до начала цифровой трансформации нужно провести автоматизацию, а до нее научиться строить процессы вручную. И при этом в первую очередь нужно структурировать хаос, с ним ничего хорошего из автоматизации и цифровизации не выйдет.

Далее по ходу деловой программы выступил основатель и старший партнер Optimalog Георгий Властопуло. Эксперт привел статистику по внешней торговле, обратив особое внимание на снижение сальдо торгового баланса – за 2023 год импорт вырос на 11,7% и экспорт сократился на 28,3%. Комментируя статистику таможенных платежей, эксперт отметил – впервые таможенные платежи за импорт превысили экспортные поступления. В 2023 году импорт составил 76,3% при экспорте в 23,7%. Среди основных стран-партнеров в торговле первое место ожидаемо занял Китай, но спикер обратил особое внимание на вторую позицию в списке на – на страны Евросоюза. На них приходится 12,5% торговли. Что касается Индии и Турции, дисбаланс торговли с ними и геополитические риски пока не позволяют в полной мере, как считает спикер, достичь эффективных двусторонних экономических связей. Георгий Властопуло также обратил внимание на санкции, в особенности на 12 пакет, который привел к частичной блокировке трансграничной торговли с дружественными странами из-за опасения введения вторичных санкций.

Со вторым докладом на тему «Удержание бюджета в условиях растущего рынка автоперевозок» выступил Кирилл Чибрикин – генеральный директор Quehenberger Logistics. Согласно статистике, за три года рост рынка автоперевозок внутри РФ составил 68,7%. При этом выросли тарифы по направлениям, в частности, по направлениям «Москва – Новосибирск» (+49% за 2023 год) и «Москва – Новороссийск» (+44,3% за 2023 год). Из положительных моментов – развивается инфраструктура. Так, в 2023 году построено и реконструировано 650 км федеральных и региональных трасс. Спикер также назвал главные цифры по текущей ситуации на рынке автоперевозок:

  • 64,8% составила нехватка кадров у перевозчиков
  • 50% составил рост зарплаты дальнобойщиков
  • 47 дней в среднем простаивали грузовики из-за нехватки водителей
  • 69% грузовиков в России старше 10 лет и др.

Анна Лударева, ведущий специалист по работе с ключевыми клиентами ATI.SU, представила доклад «Эффективная логистика: бесшовная связь с заказчиком». В своем докладе спикер презентовала инструмент автоматического копирования грузов, позволяющий сократить 5 минут работы с первыми этапами работы с грузом до 0,05 мин.

Финальным мероприятием деловой программы в Главном зале стала «Экономика данных в логистике: платформа и сервисы в интересах бизнеса и государства». Модератором мероприятия выступила Полина Давыдова – директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».

Дмитрий Суровец, вице-президент по информационным технологиям Дальневосточного морского пароходства (FESCO), рассказал аудитории, какие решения уже есть в компании FESCO. К ним относятся:

  • Интерактивная карта активов,
  • Личный кабинет MY.FESCO, позволяющий оформить перевозки в один клик,
  • Управ система порта «TOS»,
  • Цифровой двойник,
  • Система единого окна в работе с ФТС,
  • Умный и безопасный порт, интеллектуальная видеоаналитика.

Беседу продолжила Лариса Коршунова – директор по взаимодействию с органами государственной власти ОТЛК ЕРА. Эксперт уделила внимание темам, которые не обсуждались предыдущими выступающими. Например, вопрос навигационных пломб. Сейчас документ о применении пломб в ЕАЭС готов к вступлению в промышленную эксплуатацию. Чтобы он заработал в полную силу и бесшовно, система должна продвинуться далеко за территории России и ЕАЭС.

Далее своим мнением поделился Игорь Белов – директор по стратегии и развитию «Евросиб». Как сообщил спикер, использование НЦТЛП позволит облегчить обработку документов и ускорить выставление счетов, а также позволит стандартизировать обмен данными между участниками рынка. Далее в дискуссию вступил Кондратий Гайкевич – директор Рустранс-Спедишн (ГК «Дженти»). Эксперт напомнил о том, что сложность построения таких масштабных платформ, как НЦТЛП, заключается в мнимой простоте задачи – все лишь взять все процессы всех участников, все документы всех ведомств и зарегистрировать их на одной платформе. С заключительным мнением выступила Ольга Федоткина – исполнительный директор «Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики». Спикер также напомнила о барьерах в создании системы, например, с точки зрения нормативно-правового регулирования. И также сообщила о больших возможностях, которые может дать НЦТЛП.