На российском рынке решений по автоматизации для интралогистики наблюдается рост спроса. Это вызвано всплеском интернет-продаж на фоне пандемии COVID-19 

Сергей Рычагов
Директор ООО «Липперт»

По данным АКИТ, в первом полугодии 2020 года доля российского e-commerce в общем обороте розничной торговли достигла 10,9% (в 2019 г. показатель был равен 6,1%), весь оборот онлайн-торговли составил 1,6 трлн. руб. Объем всего рынка розничной торговли за шесть месяцев прошлого года Росстат оценивал в 15,2 трлн. руб. 

Все без исключения эксперты уверены, что рост рынка e-commerce в ближайшие годы продолжится относительно высокими темпами, но не такими как в 2020 году, который был аномальным с точки зрения изменения потребительского поведения. 

Data Insight делает следующий прогноз:

Ключевые тренды e-Commerce на текущие 5 лет:

  1. Ожидаемые темпы роста
  2. Развитие каналов
  3. Развитие игроков рынка
  4. Развитие инструментария
  5. Изменения структуры рынка и др.

Несмотря на то, что Москва и Санкт-Петербург по-прежнему лидируют по объему продаж, регионы активно развиваются и ожидается рост их доли. Также драйером роста e-commerce станут новые отрасли, выходящие на рынок. 

Все эти факторы только усиливают потребность игроков рынка в развитии их логистической инфраструктуры, и, в частности, внедрения комплексной автоматизации интралогистики. 


Интралогистика — это совокупность взаимосвязанных элементов производства, обеспечивающих функционирование предприятия за счет упорядоченного движения материальных и сопутствующих потоков с момента появления материальных ресурсов на складе предприятия до поступления продукта на склад готовой продукции. 

Это обусловлено ростом конкуренции, повышением требовательности клиентов и дефицитом качественных складских площадей и рабочей силы. 

Использование механизации и комплексных решений по автоматизации складских операций дает ответ на эти вызовы через рост производительности, скорости и качества при увеличении коэффициент использования полезной площади, что позволяет сократить издержки, повысить производительность, делает бизнес более и конкурентным, и прибыльным. 


Сейчас на рынке наиболее популярны следующие виды оборудования:

Конвейеры и конвейерные системы

Преимуществом конвейеров является модульный принцип, позволяющий создавать гибкие цепочки перемещения продукции для оперативных изменений технологического процесса. 

Конвейерные технологии снижают уровень задержек, практически исключает простои и позволяет придать производству единый ритм с минимальным воздействием человеческого фактора и транспортных сбоев. 

Область применения: 
— пищевая промышленность и машиностроение; 
— логистика и организация складских перемещений; 
— легкая промышленность и фармакология; 
— все виды производств, в которых применяется автоматизированная фасовка и упаковка товаров. 

Высокоскоростные сортировочные системы

Параллельные линии комбинируются для увеличения производительности. Специально разработанная технология для особо точной сортировки. 
Высокая степень энергоэффективности снижает производственные затраты и обеспечивает экологичность. 

«Радиошаттл»

Технология сочетает в себе характеристики глубинных и гравитационных стеллажей, но отличается от них наличием еще одной пары грузонесущих направляющих или опорных профилей, которые расположены на 20-25 см ниже направляющей для паллетов. 

Автономная работа обеспечивается за счет встроенного аккумулятора и электродвигателя. 
«Радиошаттл» может быть выполнена с несущей платформой — специальным лифтом для шаттла, заменяющим работу водителя погрузчика. 


Подход к инвестициям

Комплексная автоматизация позволяет объединить типы оборудования в эффективно работающие системы с дополнительной экономической синергией. Реализация таких проектов требует инвестиций, как финансовых, так и интеллектуальных. 

Общий подход к инвестициям в России предполагает их возврат в течение не более чем трех лет. В Европе готовы ждать окупаемости в более долгие сроки от 5 до 7 лет, в зависимости от масштабности и слаженности проекта. В Европе оплата складских работников в 2-3 раза выше, чем в России. Производительность также в Европе в 4 раза выше (в Германии в 5 раз), в основном благодаря высокому уровню автоматизации и постоянным инвестициям в новые технологии. 

Российский опыт. Действующая с 2014 года, линия сортировки посылок DPD в Санкт-Петербурге.

Факторы, влияющие на сроки окупаемости проекта:

  1. Макроэкономические

— Стоимость и доступность рабочей силы 
— Курс рубля 
— Неопределенность рынка 


2. Окружающая среда и инфраструктура

— Подъездные пути и парковка
— Доступность инженерных коммуникаций
— Соответствие здания техническим требованиям

3. Готовность к новым технологиями

— Необходимость адаптации
— Поэтапное развитие
— Управление изменениями HR & IT


Кейс: 

Фулфилмент центр Lamoda. Проект был спланирован так, что и здание, и система автоматизации позволяли обеспечивать поэтапное развитие мощности операций. Это позволило на протяжении нескольких лет поддерживать высочайший уровень SLA при кратном росте объёмов продаж.

Правильная технология разработки и внедрения проектов комплексной автоматизации помогает реализовывать проекты в срок. Получать наибольшую экономическую эффективность и управлять рисками. 

Ключ к успеху в технологии разработки проектов:


Сквозной анализ данных для определения объема сортируемых товаров.

Определение пропускной способности сортировщика и количества пунктов назначения сортировки. Ограничения и окружающая среда для входящего и исходящего потока.

Знание решений, предлагаемых рынком

Отражение перспектив будущего роста и изменений 

Управление изменениями: операционная и ИТ — среда

До 2025 года нас ожидает трёхкратный рост объёмов онлайн-торговли. Для обеспечения эффективного ответа на этот вызов потребуются инвестиции в производственные мощности и технологии. 

С точки зрения конкурентоспособности, залогом производительности и эффективности предприятия является правильная система управления материальным потоком. Сделать самостоятельный выбор в пользу той или иной технологии без глубокой экспертизы очень трудно, а ошибки несут огромные финансовые и репутационные риски. Использование «best practice» от лидеров рынка позволит пройти это сложный путь более быстрыми темпами и с меньшим количеством ошибок. 


Текст Марина Сипатова