С 1 ноября 2023 года будет запущен механизм, автоматически предотвращающий продажу товаров с истекшим сроком или без документов. Эта продукция будет помечена специальным кодом.

Закон разработан Министерством промышленности и торговли.

Новый механизм будет иметь функцию блокировки всех продаж, не соответствующих установленным требованиям, а значит гарантирует качество, безопасность товаров.

Курбатова Екатерина, руководитель Центра сертификации Ростест Урал

Что такое маркировка, зачем она нужна

Маркировка товара, осуществляемая «Центром развития перспективных технологий» (ЦРПТ), является методом контроля, а также идентификации.

Контроль этот проводится при считывании специального знака (кода формата DataMatrix), размещенного на упаковке.

На шубы вместо DataMatrix «вешаются» КиЗы – RFID-метки.

Код маркировки (КМ) DataMatrix используется не только для ввода товаров в оборот, но и для отслеживания его пути от производства до факта продажи или списания.

Оборот кодов, а равно как и иные действия с маркированными товарами, осуществляются посредством единой государственной системы «Честный ЗНАК».

Эта система, в том числе, предотвращает продажу нелегальных или просроченных продуктов.

Как проходит маркировка:

  1. Производители маркируют продукт, вводят его в оборот с использованием маркировки для каждой единицы товара.
  2. Поставщики / импортеры сверяют DataMatrix в документации от производителей и передают информацию о приеме и продаже продукта в «Честный ЗНАК» для проверки.
  3. Розничные продавцы сверяют КМ в документации от поставщиков, направляют информацию о приеме товара в «Честный ЗНАК», выполняют продажу потребителю, выводя его из оборота.

Каждый вид имеет свой уникальный КМ DataMatrix. Так, меховые изделия маркируются с использованием RFID-меток, содержащих зашифрованную информацию о продукте, а сигареты, обувь, одежда, молочные продукты, вода маркируются двухмерными кодами DataMatrix.

За генерирование (создание) каждого КМ взимается оплата в 0,5 рублей без НДС.

Бесплатные коды предоставляются только для на стадии эксперимента по маркировке новых категорий товаров.

Какие товары войдут в категорию маркировки по автоматическому запрету на продажу

Обязательная маркировка преследует цели:

  • борьбы с контрафактной, некачественной продукцией. Этот метод позволяет идентифицировать и отслеживать каждую единицу от производителя / импортера до потребителя, выявить и предотвратить продажу подделок, товаров неподходящего качества;
  • повышения уровня безопасности потребителей. Маркировка содержит информацию о происхождении продукции, дате производства, сроке годности и других характеристиках. Потребители могут быть уверены в том, что покупают безопасные товары;
  • предотвращения появления на рынке просроченной продукции. КМ позволяют отслеживать дату производства, срок годности каждой единицы продукции, чтобы предотвратить продажу товаров с истекшим сроком годности;
  • повышения качества, безопасности продукта.

Рынок станет более «прозрачным» для потребителей, а контролирующим органам будет проще осуществлять свои функции, т.к. маркировка облегчает контроль соответствия продукции установленным нормам, позволяет осуществить мониторинг рынка, выявить нарушения и провести необходимые меры гос.надзора.

Обязательная маркировка – поэтапный процесс, который поможет достичь безопасности товаров для потребителей на рынке. Переход на этот механизм большей части продукции запланирован к 2024 году.