Неисправность топливного насоса, датчика массового расхода воздуха или кислородных датчиков, выход из строя топливной форсунки и засорение топливного фильтра — самые распространенные проблемы, которые приводят к увеличению расхода топлива на легковом автомобиле. По расчетам ПЭК: MALL, если изменить манеру вождения, контролировать давление в шинах и исправность тормозной системы, водитель может снизить расход топлива более чем на 10% в летнее время года. Как определить неисправность топливной системы, можно ли починить ее самостоятельно и что поможет снизить расход топлива, рассказал руководитель маркетплейса ПЭК: MALL Сергей Буров.

Большой расход топлива – понятие относительное. Расход топлива для двигателя рабочим объемом 4 л будет большим по отношению, например, к мотору рабочим объемом 1,6 л. Повышенный расход топлива приводит к появлению отложений на днище поршня, увеличению нагара на клапанах, закоксованности поршневых колец и другим проблемам.

Проблема с подачей горючего связана чаще всего с неисправностью топливного насоса. Насосы бывают двух типов: механические, которые устанавливаются как правило в автомобилях карбюраторного типа, и электрические, которые применяются в инжекторных топливных системах. Для механических ТН существуют ремкомплекты, которые весьма просто заменить самому, тогда как электрические ТН обычно требуют полной замены. В некоторых случаях для замены нужно снять топливный бак.

Вторая распространенная причина резкого увеличения расхода топлива — неисправность датчика, отвечающего за формирование топливо-воздушной смеси, — так называемого датчика массового расхода воздуха, или ДМРВ. Этот датчик отвечает за показания массы воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, и в соответствии с его показаниями рассчитывается количество подаваемого топлива.

Обязательно нужно следить за состоянием и показаниями кислородных датчиков (O2-sensor или лямбда-зонд). Эти датчики оценивают состав выхлопных газов и на основании их показаний корректируется подача топлива. В случае выхода датчика из строя коррекция по топливу может не происходить и топливоподача будет повышенной.

Расход топлива может резко вырасти также в случае выхода из строя топливной форсунки, которая его распыляет. Чаще всего это возникает из-за загрязнений в топливной системе. Если форсунка не закрывается, горючее постоянно поступает в цилиндр двигателя и частично вылетает в выхлопную трубу, в прямом смысле этого слова. В исправном автомобиле форсунка должна открываться только в момент впуска, чтобы топливо успело смешаться с воздухом и сгореть в такт рабочего хода.

Проблемы с подачей горючего также могут возникать, если засорился топливный фильтр. Например, водители дизельных автомобилей меняют топливо зимой и летом, поэтому в межсезонье может происходить его «запарафинивание». При низких температурах парафины оседают на топливных фильтрах и препятствуют прохождению горючего. На автомобилях с бензиновыми моторами проблемы возникают, если вы давно не меняли топливный фильтр или приобрели некачественное топливо.

Какая именно неисправность возникла в топливном механизме, довольно сложно определить самостоятельно, особенно на новых автомобилях. Современная техника оборудована системами впрыска топлива, поэтому, например, посмотреть на форсунки и выяснить, какие открываются, а какие — нет, невозможно без специалиста техцентра с необходимым оборудованием.

Косвенно определить качество топлива водитель может самостоятельно — выкрутив свечу зажигания.  Иногда на электродах свечи образовываются «дорожки» из свинца, содержащегося в топливе (свинцом повышают октановое число бензина), по которым «стекает» искра, теряя энергию. Если увидите оседание свинца или масляный осадок, то это значит, что вы заправились некачественным топливом. Продвинутый автомобилист тоже может снять топливоподающую трубку и посмотреть, подается ли горючее в рампу.

В прошлом году на рынок запчастей и комплектующих России вышли десятки новых поставщиков и выросла доля некачественной продукции. Поэтому если вы решили самостоятельно отремонтировать автомобиль, перед покупкой запчастей проверяйте сертификаты соответствия. 

Маркетплейс ПЭК: MALL за полтора года в 12 раз нарастил ассортимент запчастей и аксессуаров: с 2,5 до 30 млн позиций. Перед тем, как запустить в продажу новый товар, ранее не представленный в России, маркетплейс приобретает и тестирует опытную партию продукции. Все комплектующие, от качества которых зависит безопасность дорожного движения, ПЭК проверяет в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте, который выдает заключение об условиях использования товара на территории России и сертификат соответствия. Только после этого товары поступают в продажу.

Рекомендуем оперативно обратиться в техцентр, если расход топлива увеличился и при этом есть сильные, непривычные вибрации при нажатии на педаль газа. Это может быть связано с неисправностью двигателя, проигнорировав которую, водитель столкнется с аварией на дороге.

Также расход топлива можно снизить, уменьшив количество резких разгонов и торможений. Необходимо использовать качественное топливо и следить за исправностью тормозной системы. 

Важно регулярно проверять давление в шинах. Если в шинах низкое давление, то повышается сила сопротивления качению. Требуется больше энергии на разгон. В итоге автомобиль тратит больше горючего.

По расчетам ПЭК: MALL, если изменить манеру вождения, контролировать давление в шинах и исправность тормозной системы, водитель может снизить расход топлива более чем на 10% в летнее время года. Зимой и в межсезонье при пуске мотора подается дополнительное горючее, чтобы двигатель прогрелся до рабочей температуры, поэтому сильно сэкономить не получится, но и основными правилами эксплуатации автомобиля пренебрегать не стоит.