Транспортная логистика испытала на себе все «прелести» антироссийских санкций и вынуждена постоянно подстраиваться под меняющийся геополитический «ландшафт». Помимо автомобильных, морских и железнодорожных кардинально изменились и авиамаршруты. О том, как трансформировалась авиалогистика, рассказываем в нашем небольшом обзоре.   

По данным информационно-статистического анализа Минтранса России, опубликованного 9 сентября, зафиксированный спад грузопотока в авиаперевозках связан с тем, что основной их объём приходился на международные авиалинии, число которых существенно снизилось. Сказалась ситуация и на сроках и стоимости доставки. Если раньше транспортно-логистические компании предлагали прямую авиадоставку в течение одного – двух дней уже с учётом таможенного оформления, то сейчас срок увеличился в два и более раз.

«Авиакомпании принимают грузы с запасом, то есть с овербукингом. В прошлом это была их гарантия, что груз не улетит пустым и возможные убытки будут минимизированы. Но сейчас это необходимо учитывать и заранее предупреждать клиентов о возможном смещении вылета на пару дней вперёд», — говорит сотрудница отдела логистики одной из таможенно-логистических компаний.

Постоянно растёт и стоимость: по оценкам участников рынка, она уже выросла на 20-30% за прошедшие месяцы, а до конца года ожидается очередной рост ставок. Причина роста цен понятна: рейсов по-прежнему немного, как и направлений. Например, прямая авиаперевозка из Китая во Владивосток, Екатеринбург, Казань невозможна – только в Москву. 

Просел рынок грузовых авиаперевозок и из-за отказа FedEx, UPS, DHL от работы в России. На эти компании приходилась существенная доля импортно-экспортных перевозок, особенно небольших и срочных грузов. Однако их место пытаются занять крупные авиакомпании, которые начали предлагать клиентам сервис экспресс-доставки, снижая минимальный вес груза, который можно доставить самолётом.

Но по-прежнему активно авиаперевозки используются для ввоза образцов продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям технических регламентов. Так, например, в базе Росаккредитации появляются документы о соответствии, выданные в отношении произведённых в Китае и Индии смартфонов и другой продукции компании Apple, ввезённой через Авиационный таможенный пост (ЦЭД).

Сейчас основные логистические маршруты авиаперевозок проходят через ОАЭ, Турцию, Индию, Китай, Иран, Бахрейн, Катар. Наиболее востребованы – грузовые авиаперевозки в Москву из турецких городов – Стамбула, Измира, Антальи. На фоне происходящих событий в Турции в июне 2022 года начала работать новая авиакомпания Air Anka, специализирующаяся на грузовых перевозках, в первую очередь – в Россию. 

 Продолжает нарастать и авиасообщение с Индией (Гоа, Мумбаи, Калькутта, Нью-Дели). Также логистические компании предлагают клиентам мультимодальный способ перевозки, в рамках которой осуществляется, например, авиадоставка до стран СНГ и ЕАЭС, а далее – автомобильным или ж/д транспортом в РФ.

Текст Галина Рожко