Прогноз связан с увеличением зарплат водителей грузовиков, налогов и сборов, стоимости лизинга, техники и ее обслуживания. В итоге, тариф на автомобильные грузоперевозки может увеличиться с 82 до 96 руб. за км, что скажется на конечной стоимости товаров в России. Об этом сообщают транспортные компании, члены Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов — ПЭК, «Байкал Сервис», «МТЭК-Логистик», «Орда»
Перевозчики считают: зарплата водителей грузовиков, увеличившись за год более чем в два раза, до 165 тыс. руб., вырастет еще минимум на 30%.
На фоне растущего дефицита, будет усиливаться «зарплатная борьба» за водителей, ФОТ этой категории сотрудников в следующем году может превысить 300 тыс. руб., отметил эксперт отрасли Александр Цыпин.
Кроме того, стоимость магистральных тягачей иностранного производства, которая за два года увеличилась в среднем на 40%, до 10 млн руб., продолжит расти из-за изменения курса рубля по отношению к иностранным валютам. По мнению Владимира Толкачева, генерального директора ООО «Байкал-Сервис ТК», этот фактор в том числе отразится на себестоимости грузоперевозок.
В 2023 году производители и дистрибьюторы частично компенсировали увеличенный в 1,7 раз утилизационный сбор за счет своей маржинальности, а с 2024 года — могут снова повысить цены, прогнозирует Александр Цыпин.
Вырастут также расходы перевозчиков на лизинг техники. После увеличения ключевой ставки до 16%, ставки на лизинг уверенно перешагнули планку в 20%. В целом средняя ставка за год увеличилась в два раза — до 18%.
Из-за изменения валютного курса расходы на обслуживание техники и закупку запчастей, ставшие в этом году выше в среднем на 30%, свой рост не остановят.
Еще одна причина увеличения ставок — высокий спрос на автоперевозки, который подогревается дефицитом техники на рынке. Об этом говорит руководитель коммерческого отдела «МТЭК-Логистик» Евгений Симаков. Так, по данным Ассоциации автомобильных перевозчиков и экспедиторов, объем автомобильных грузоперевозок за 2019-2023 годы увеличился на 10% (с 5,7 до ожидаемых 6,3 млрд тонн), грузооборот — на 39% (с 275 до 382 млн тонн-км). При этом компаниям остро не хватает техники — потребность в магистральных тягачах, в этом году составила от 50 до 60 тысяч ТС, в следующем ожидается на уровне примерно 40 тысяч ТС.
Доставка автотранспортом до конечного получателя — часть любого маршрута, поэтому из-за роста ставок в 2024 году стоимость продукции для российского потребителя может увеличиться на 2-15%, в зависимости себестоимости товара и продолжительности рейса, считают в Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
«Чтобы не допустить увеличения цен на товары, важно разработать меры развития отрасли автомобильных грузоперевозок, которую отличает от других фрагментарность: 10 крупнейших перевозчиков занимают долю рынка менее 10%, большая часть игроков — индивидуальные предприниматели и малый бизнес. Необходимо систематизировать регулирование отрасли, разработать меры финансовой поддержки, включая льготы на закупку техники и ее обслуживание. Это в том числе позволит снизить средний возраст автопарка перевозчиков, который сейчас превышает 20 лет», — подчеркнул Вадим Филатов.
По данным Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, себестоимость перевозок по России в 2023 году выросла на 30%. Помимо роста расходов на ФОТ водителей грузовиков и закупку, лизинг и обслуживание техники, это также связано с увеличением предельной стоимости проезда по платным дорогам в 2,6 раз и топливных затрат на 5% в 2023 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Согласно предварительным итогам 2023 года, тариф на автомобильные грузоперевозки вырос на 34%, до 82 руб. за км.