Роспотребнадзор — это государственная структура, отвечающая за контроль и соблюдение санитарных и эпидемиологических норм, защиту прав покупателей и обеспечение безопасности товаров и услуг. Госструктура действует в интересах граждан и организаций, обеспечивая баланс между правами граждан и поддержкой бизнеса.

Курбатова

Курбатова Екатерина, руководитель Центр сертификации Ростест Урал

Проверки Роспотребнадзора могут быть разных типов в зависимости от целей и ситуации. В целом их можно разделить на несколько категорий:

  • плановые;
  • внеплановы;
  • контрольная закупка;
  • инспекционный визит.

Эти проверки направлены на обеспечение безопасности и благополучия граждан, соблюдение норм и стандартов, а также защиту прав потребителей.

Какие изменения коснулись внеплановых проверок?

Роспотребнадзор внес ряд изменений в постановление № 336, касающихся внеплановых проверок, что существенно меняет подход к контролю за продавцами маркированных товаров. Вот основные нововведения:

  1. Внеплановые проверки теперь будут проводиться без предварительного предупреждения проверяемых организаций. Это изменение направлено на более эффективное выявление несоответствий требованиям обязательной маркировки товаров и оперативное реагирование на нарушения законодательства.
  2. Установлен новый период осуществления профилактических осмотров — до 10 дней. Это касается образовательных, медицинских организаций, социальных служб и объектов общественного питания для детей. Увеличение срока проведения осмотров способствует более тщательному контролю за соблюдением стандартов безопасности, особенно для обеспечения безопасности детей и населения.
  3. Внеплановые проверки с согласия прокуратуры проводятся при наличии информации о ведении деятельности без уведомления соответствующих органов. Это мера по защите прав покупателей и предотвращению незаконной торговли, направленная на борьбу с нарушениями и скрытым предпринимательством.
  4. С 1.03.2025 г. налоговые органы смогут передавать Роспотребнадзору информацию о местах использования контрольно-кассовой техники. Это улучшит контроль за соблюдением законодательства в области маркировки и качества продукции, обеспечивая прозрачность и точность данных о торговых операциях.

Таким образом, изменения в процедуре внеплановых проверок призваны улучшить контроль за соблюдением стандартов маркировки и качества товаров, повысить прозрачность деятельности предпринимателей и укрепить защиту прав потребителей.

Кого затронут внеплановые проверки Роспотребнадзора?

Согласно новым поправкам в законодательство, внеплановые проверки затронут компании, работающие с товарами, подлежащими обязательной маркировке. В частности, речь идет о следующих категориях:

  1. Обувь: каждая пара обуви должна иметь обязательный код, которая включает информацию о товаре, его происхождении и соответствии стандартам безопасности. Роспотребнадзор будет анализировать правильность маркировки и соответствие данных в системе «Честный знак» фактическому состоянию продукции.
  2. Одежда: большая часть одежды, включая текстильные изделия, подлежат обязательной маркировке. Проводится проверка соответствия реальному ассортименту, а также отсутствия фальсификаций или несанкционированной продажи немаркированных товаров.
  3. Парфюмерия и косметика: продукция данной категории также должна быть промаркирована для обеспечения безопасности и предотвращения ввоза контрафактной продукции.
  4. Табачные изделия: весь табак подлежит обязательному кодированию, что позволяет отслеживать их происхождение и предотвращать незаконный оборот.
  5. Молочная продукция: изделия из молока, также должны быть маркированы. 
  6. Другие изделия: независимо от типа продукции, если товар подлежит обязательной маркировке, его оборот будет контролироваться. Это могут быть как продукты питания, так и продукция длительного пользования,

Будьте готовы к тому, что внеплановые проверки будут носить комплексный характер и затронут широкий спектр изделий, подлежащих обязательной маркировке.

Как подготовиться к внеплановой проверке?

Если ваша организация работает с маркированной продукцией, важно тщательно подготовиться к внеплановым проверкам, которые могут быть проведены Роспотребнадзором, в частности:

  1. Своевременно адаптируйтесь к новым правилам: убедитесь, что ваша продукция полностью соответствует действующему законодательству и имеет правильную маркировку. Регулярно отслеживайте изменения в нормативных актах и требованиях к обязательной маркировке. 
  2. Наладьте внутренний контроль за маркировкой товаров: это может включать анализ всех поступающих товаров на соответствие маркировке в базе данных, а также её соответствие фактическому состоянию продукции. Убедитесь, что система учета в вашей компании интегрирована с системой «Честный знак». 
  3. Подготовьте необходимую документацию: подготовьте и храните все документы, подтверждающие соответствие вашей продукции обязательным стандартам и нормам. Это могут быть сертификаты соответствия, декларации, СГР, заключения лабораторий, протоколы испытаний и другие документы, связанные с качеством и безопасностью товаров. Документы должны быть актуальными и полными, чтобы в случае проверки их можно было быстро предоставить контролирующим органам.
  4. Обучение сотрудников: является неотъемлемой частью подготовки. Все сотрудники, работающие с маркированной продукцией, должны быть знакомы с действующими требованиями и знать, как правильно работать с маркировкой. 

Такая комплексная подготовка поможет вам избежать проблем при проверках и продемонстрировать ваше ответственное отношение к соблюдению законодательства.

Лучше заранее подготовиться к внеплановой проверке, обеспечив соответствие продукции всем законодательным требованиям и правильную маркировку. Это поможет избежать штрафов, санкций и других негативных последствий для бизнеса.