Что есть утилизационный сбор?

Утилизационный сбор — платёж, взимаемый государством за утилизацию товара. Его могут включать как в стоимость товара, так и взимать отдельно при продаже или перед утилизацией. Утилизационный сбор существует практически во всех развитых странах, не является исключением и Российская Федерация.

Платить утилизационный сбор обязаны производители транспортных средств, изготовленных в России, покупатели (организации и физлица) – за те транспортные средства, по которым утилизационный сбор не уплачен, а также импортёры ввезённых в нашу страну транспортных средств. При этом, как поясняет замначальника Управления налогообложения юридических лиц ФНС Александр Водовозов, утильсбор не надо платить при помещении транспорта под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Помимо статьи 24.1 Закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, это следует из постановления Конституционного суда от 19 июля 2019 года № 30-П.

Не нужно платить сбор и по автомобилям, произведённым на экспорт, если не оформляются ПТС или есть электронный ПТС со статусом «незавершенный». Но если на такие транспортные средства оформлены обычные ПТС, значит, их выпустили в обращение на территории России и уплатить сбор придётся (письмо Минпромторга от 9 марта 2021 года № МА-17365/20, письмо ФНС от 12 апреля 2016 года № СД-18-3/360 и письмо Минпромторга от 27 марта 2014 года № 20-828).

Рассчитать и отчитаться

Сбор платят по тем транспортным средствам, которые указаны в перечне самоходных машин (постановление Правительства от 6 февраля 2016 года № 81) и колёсных транспортных средств (постановление от 26 декабря 2013 года № 1291, в ред. от 15 ноября 2019 года). Утилизационный сбор по каждому объекту оплачивается единожды: если, например, импортёр оплатил при ввозе транспортного средства, то новым владельцам платить утильсбор не придётся.

Для расчёта и уплаты утилизационного сбора необходимо определить его базовую ставку и специальный коэффициент: сумма утильсбора равна произведению этих двух величин.

Базовая ставка сбора с 1 января 2021 года составляет 20 или 150 тысяч рублей в зависимости от типа колёсного средства.

Для самоходных машин, прицепов к ним и спецтехники базовая ставка установлена на уровне 172,5 тыс. руб. Величина коэффициента зависит от разных факторов, включая возраст, категорию, объём двигателя транспортного средства. Импортеры платят утилизационный сбор на таможне, при этом код бюджетной классификации (КБК) зависит от того, из какой страны ввозится техника. Полный перечень реквизитов для уплаты сбора размещён на сайтах таможни и ФНС. После уплаты сбора необходимо сдать отчёт в таможню, чтобы подтвердить правильность расчёта и сам факт перечисления суммы сбора в бюджет.

Что с повышением?

В начале 2021 года российское правительство решило повысить базовые ставки по утильсбору. Согласно опубликованному в январе проекту постановления, ставка для легковых автомобилей должна увеличиться до 25 тыс. руб., а прицепов — до 187,5 тыс. руб. Документ разработали во исполнение проекта федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Дополнительно собранные средства государство планирует направить на стимулирование спроса на отечественные автомобили. Как сообщал журналистам глава Минпромторга Денис Мантуров, ставки планировалось повысить ещё в первом квартале этого года. Тем не менее проект до сих пор не принят – общественные обсуждения текста документа и его независимая антикоррупционная экспертиза всё ещё продолжаются.

Но, по словам учредительницы АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» Оксаны Курочкиной, рассчитывать на то, что ставки останутся прежними, не стоит, так как сложилась устойчивая практика их повышения.

«Существует мнение, что рост ставок утилизационных сборов представляет собой меру протекционизма и направлен на защиту внутреннего рынка. Постепенное снижение таможенных пошлин на ряд товаров в соответствии с условиями вступления России в ВТО по сути подталкивает Правительство к подобным мерам», — рассказала Оксана Курочкина «Горизонту событий».

С этим согласен и управляющий партнёра юридической компании «Парадигма права» Олег Белоуско. По его мнению, ставки не останутся прежними, если только не будет значимого общественного резонанса.

«Конкретные сроки точно не спрогнозировать, но так как первое полугодие уже прошло, могу полагать, что новые ставки заработают с начала 2022 года», — сказал Олег Белоуско.

Что касается повышения роста цен на новые автомобили, то государство существенного удорожания импортной техники в связи с индексацией ставок утильсбора не ожидает. Однако, по оценке некоторых экспертов, изменение ставок может привести к росту цен на новые автомобили до 50 тысяч рублей.

«В части импортируемых автомобилей также необходимо отметить, что ставка утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя, составит не более 4500 руб. в отношении новых автомобилей и не более 6500 руб. в отношении автомобилей, бывших в употреблении», — считает Оксана Курочкина.

Текст Галина Рожко