В России усиливается дефицит профессионалов транспортно-логистической отрасли. Компании сталкиваются с нехваткой не только водителей и складского персонала, но и управленцев многочисленных специальностей. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного крупнейшей в стране рекрутинговой платформой hh.ru совместно с институтом внешнеэкономической безопасности и таможенного дела РУДН при участии логистических компаний ПЭК и ГК «Маршал», а также цифрового страхового сервиса риск-профилирования для коммерческих автопарков MUST. Из-за нехватки специалистов по международной логистике и ВЭД темпы перестройки цепей поставок у некоторых компаний замедлились. Бизнес сталкивается с ростом расходов, так как приходится переплачивать за поставки из-за рубежа посредникам и дистрибьюторам.
В первой половине года работодатели в сфере транспортно-логистической отрасли размещали в среднем по 131 тыс. новых вакансий в месяц, тогда как в январе-июне прошлого года — по 93 тыс. В то же время количество активных резюме в сопоставимый период составляло 489 тыс. и 549 тыс. (в среднем за месяц) соответственно.
Таким образом, количество новых вакансий выросло на 40% год к году, а число резюме сократилось на 10% год к году. И если год назад на одну вакансию приходилось шесть резюме, то в первой половине этого года — всего четыре.
Медианный уровень ожидаемых зарплат в этой отрасли за этот период вырос в общей сложности на 17% год к году, предлагаемых — на 18% год к году. В этом году работодатели предлагали в целом на 23% больше ожидаемой зарплаты — 70 тыс. руб. против ожидаемых 57 тыс.
Отрасль традиционно испытывает дефицит водителей и складского персонала. Если же рассматривать административные должности, сильнее всего растет спрос на инспекторов таможенной службы (рост в 5 раз), аналитиков ВЭД (почти двукратный рост), менеджеров по закупкам ВЭД (рост в полтора раза) и специалистов по ВЭД (+41%).
Логистика нуждается в экспертах по ВЭД
В этом сходятся во мнении опрошенные эксперты логистической компании ГК «Маршал», ПЭК и цифрового страхового сервиса риск-профилирования для коммерческих автопарков MUST.
Всплеск спроса не случаен, говорит сооснователь и директор по развитию MUST Антон Редько. «Рынок импорта-экспорта жил по сложившимся и устоявшимся правилам, был хорошо автоматизирован и оцифрован — до начала 2022 года. После этого существующие цепочки начали ломаться. В этой связи людей, которые были задействованы для информационного сопровождения существующих процессов, которые были отстроены давно и которые нужно было лишь обслуживать и иногда немного обновлять и оптимизировать, явно стало не хватать, потому что появились задачи другого порядка. Речь идет о задачах предпринимательского формата, когда нужно не просто обслуживать уже существующие процессы, а нужно строить новые процессы, искать новые решения и находить решения возникших проблем. И в этой связи проблемы возникли не только с количеством людей, но и с качеством. Потому что те, кто поддерживает операционные процессы и те, кто их создает, — это объективно разные люди», — объясняет Редько.
Как отмечает директор департамента персонала ПЭК Виктория Цой, спрос на руководителей и специалистов по международной логистике и ВЭД в компании в январе-июне вырос в два раза год к году. Прежде всего не хватает специалистов со знанием китайского языка. «Во-первых, это связано с разрывом цепей поставок, следовательно, необходимо перестраивать маршруты заново. Во-вторых, полтора года назад рынок покинули многие иностранные компании, в том числе дистрибьюторы, которые ранее поставляли товары в нашу страну. Следовательно, многие российские компании выстраивают все процессы «с нуля»: от выбора поставщика до международной перевозки, таможенного оформления и сертификации», — комментирует Цой. Поиск руководителей и специалистов по международной логистике и ВЭД в ПЭК в среднем занимает от одного до двух месяцев.
Из-за нехватки специалистов по международной логистике и ВЭД темпы перестройки цепей поставок у некоторых компаний замедлились. Бизнес сталкивается с ростом расходов, так как приходится переплачивать за поставки из-за рубежа посредникам и дистрибьюторам, сходятся во мнении опрошенные специалисты из ПЭК (мультисервисный логистический оператор) и ГК «Маршал» (федеральная транспортная компания, специализируется на перевозках по России и странам ближнего зарубежья).
«Чтобы избежать дефицита сотрудников, важно развивать и обучать молодые кадры, студентов и выпускников профильных вузов, начинающих специалистов по международной логистике и ВЭД», — резюмирует Виктория Цой из ПЭК.
Дефицит управленческих кадров ощущает и ГК «Маршал». «Дело в том, что очень мало руководителей, которые четко понимают, что делать в нынешней ситуации, готовы к постоянным изменениям, гибкие, но в то же время четко понимают куда и как нужно идти, какие ресурсы им для этого нужны, что делать, если планы или внешняя среда поменялись, — объясняет основатель ГК «Маршал» Михаил Белоусов. — Кандидатам не хватает актуальных именно сейчас навыков, таких как управление изменениями, гибкость, понимание бизнеса в целом, знания о макро- и микроэкономике, лидерская цельность, хорошее понимание людей, предпринимательский дух и хорошее стратегическое мышление».
На кого еще растет спрос
Высокими темпами также растет спрос на менеджеров по логистике (+38%), таможенных декларантов (+35%), руководителей склада временного хранения (+32%), экспедиторов (+31%), специалистов по таможенному делу (+27%). Наблюдался также рост спроса на специалистов по импорту (+13%) и таможенных брокеров (+5%).
«Бытует мнение, что необходимость в логистах существует только сейчас. Но это не так. Компаниям-участникам ВЭД были, нужны и будут нужны логисты вне зависимости от ситуации в мире, поскольку именно логист занимается выстраиванием цепочки поставки, сбытом, коммуникацией с контрагентами и многим другим», — комментирует Директор института внешнеэкономической безопасности и таможенного дела РУДН, доктор экономических наук, доцент Татьяна Сауренко.
Где обучают логистов
Во многих вузах страны представлены направления и специальности, в рамках которых можно получить знания, умения и навыки, а также компетенции, связанные с внешнеэкономической деятельностью, управлением поставками и др.: специальность «Таможенное дело» и направление подготовки «Логистика». Образование по специальности «Таможенное дело» можно получить в РУДН в институте внешнеэкономической безопасности и таможенного дела (ИВЭБиТД). С 2014 года в рамках работы ИВЭБиТД функционирует кафедра таможенного дела, которая выпустила много дипломированных специалистов в этой области. Обучение по специальности «Таможенное дело» в РУДН стоит 300 тыс. руб. в год. Стоимость обучения в целом варьируется в пределах 200-400 тыс. руб. в год. Для сравнения, в РЭУ Плеханова — 310 тыс. руб., РАНХиГС — 372 тыс. руб, МИИТ — 270 тыс. руб., РТА — 193 тыс.
«Цена должна быть обусловлена прежде всего качеством образования и квалификацией профессорско-преподавательского состава. В РУДН, например, преподают практикующие специалисты из таможенных органов, логистических компаний и компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, — говорит Татьяна Сауренко. — Необходимо смотреть на совокупность факторов. При не самой высокой цене обучения по специальности «Таможенное дело» в институте внешнеэкономической безопасности и таможенного дела РУДН оно учитывает несколько важных опций. Например, в студентам предлагают пройти ежегодные практики с первого года обучения, тогда как у коллег, реализующих эту специальность, практики начинаются с 3-4 курсов. Программа предусматривает изучение двух иностранных языков«.
Как логисты ищут управленцев
ПЭК, в частности, сотрудничает с 47 российскими вузами. Для молодых специалистов ПЭК разработала отдельную программу, которая нацелена на получение практических навыков и профессиональное развитие.
ГК «Маршал» использует преимущественно два способа. Первый просеивать кандидатов, ища условных единорогов. Второй — готовить новых руководителей на коротких интенсивах. Компания отдает преимущество кандидатам с недостатком функциональных знаний, но с живостью ума и вариативностью мышления, перед очень опытными специалистами с негативным отношением к изменениям и отсутствием понимания того, как сейчас выстраивать бизнес-процессы.
По мнению сооснователя и директора по развитию цифрового страхового сервиса риск-профилирования для коммерческих автопарков MUST Антона Редько, дефицит кадров — проблема, характерная в целом для российского рынка труда, а не только одной профессии.
«Мы находимся в демографической яме, и она будет продолжаться еще долго. Развитие кадров в пределах России не решит всей проблеме, потому что людей объективно не хватает и дефицит меньше станет. Поэтому если говорить о средне- и долгосрочных перспективах, необходимо не только привлекать и обучать людей внутри страны, но и нанимать специалистов из-за рубежа — прежде всего из стран ближнего зарубежья — Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Киргизия. Можно было бы создавать инструменты на стыке государства и частного бизнеса и отлаживать миграционные механизмы, чтобы обеспечить бесшовный процесс найма людей», — говорит Редько.
Еще один вариант, по его словам, — обеспечить возможность иностранным специалистам работать удаленно: организовывать за рубежом центры компетенций и обучать там людей, которые впоследствии будут работать оттуда на российские компании. Это избавит компании от необходимости физически перевозить человека из одной страны в другую, в то же время они смогут использовать его навыки и опыт, навыки учиться чему-то новому, смогут встраивать таких людей в бизнес-процесс российского бизнеса и способствовать таким образом росту и процветанию российской экономики.