Упаковка – это не только способ сохранения товара от повреждений, но и инструмент для привлечения покупателя. Маркировка тары регламентируется законодательством и способствует продвижению продукции на рынке.

Курбатова Екатерина, руководитель Центра Сертификации Ростест Урал

Виды упаковки

Первая упаковка появилась более 5 000 лет назад и представляла собой природные материалы – листья тростника, необожженную глину, выделанные шкуры животных. Необходимость в ее появлении была обусловлена потребностью людей обмениваться результатами своего труда. Сегодня у нее гораздо больше функций. Это не только способ защитить продукцию, но и мощный маркетинговый инструмент, способствующий реализации.

По определению упаковка — это изделие, которое служит для размещения и сохранения продукции. При ее изготовлении используются различные материалы: стекло, картон, бумага, пластик, металл и их комбинации.

В зависимости от назначения упаковка подразделяется на транспортную и потребительскую.

Транспортная тара защищает товар при перевозке, хранении и перемещении. Ее внешний вид не имеет особого значения. Она должна быть прочной, защищать от влаги, хорошо амортизировать удары. Чаще всего это ящики, коробки, канистры, паллеты.

В потребительской таре товар попадает к покупателю. Она выполняет информационную функцию и способствует продвижению. Над ее созданием работают дизайнеры и маркетологи. Это банки, бутылки, флаконы, коробки, корзинки, пакеты и многое другое.

Требования к упаковке устанавливаются стандартами (ГОСТ), техническими условиями (ТУ), техническим регламентом ТР ТС 005/2011, а также другими нормативными документами.

Правила маркировки товаров

На упаковку наносится определенная информация – маркировка. Это средство идентификации, представляющее собой надписи, цифры, символы, пиктограммы. Она может быть нанесена на бирку, этикетку, ярлык или непосредственно на сам товар и позволяет узнать основные характеристики изделий.

Требования к маркировке транспортной тары регулируются Правилами перевозки грузов и ГОСТ 14192-96. Должны быть указаны данные о получателе, массе груза, особенности транспортировки, погрузки и разгрузки. При этом используются манипуляционные знаки и специальные символы, устойчивые к истиранию:

  • «беречь от влаги»;
  • «пределы температуры»;
  • «верх»;
  • «хрупкое»;
  • «легковоспламеняющаяся жидкость» и другие.

Требования к информации на потребительской упаковке содержатся в Законе о защите прав потребителей и технических регламентах на конкретные виды продукции. Она более подробно информирует покупателя о содержимом и в общем случае должна содержать следующую информацию:

  • наименование изделия, его назначение и количество;
  • основные свойства и характеристики;
  • торговую марку, местонахождение производителя;
  • страну происхождения;
  • дату изготовления, срок хранения, гарантии;
  • штриховой код.

Средства идентификации продукции

Отдельные виды товара маркируются средствами идентификации «Честный знак». Это цифровой код, который позволяет отследить путь товара от изготовителя к потребителю и минимизировать продажу контрафактной продукции.

Код регистрируется в электронной системе и наносится на изделие. Группы товаров, требующих регистрации, и сроки ее введения утверждены распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. N 792-р.

Средствами идентификации маркируются:

— сигареты, папиросы и другие табачные изделия;

— курительные смеси для кальяна и жидкости для электронных курительных систем;

— шины и покрышки;

— парфюм;

— предметы гардероба, обувь и постельное белье;

— молокопродукты, сыры и мороженое;

— упакованная вода (частично с 01.09.2023);

— кресла-коляски медицинские (с 01.08.2023);

— пиво, сидр и другие сброженные напитки;

— БАДы (с 01.09.2023);

— обеззараживатели воздуха (с 01.09.2023);

— велосипеды (с 01.09.2024) и иная продукция.

За неправильную или недостоверную маркировку товара предусмотрены штрафные санкции. Все маркировочные данные должны легко читаться и распознаваться. Информация на этикеточной надписи должна быть устойчива к внешним воздействиям. Импортеры должны обеспечить перевод этикетки на русский язык.

Специалисты сертификационного центра помогут разобраться в нюансах разработки этикеток для различной продукции, а также необходимой разрешительной документации на изделия.

Фото обложки @jasemuddin