Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с агентством Gruzdev Analyze проанализировали ситуацию на рынке легких коммерческих автомобилей. Основные выводы исследования – стоимость обслуживания легких грузовиков увеличилась, но незначительно, парк LCV будет стареть, а на рынок выйдут новые бренды производителей легкой коммерческой техники.
Обслуживание LCV подорожало незначительно
Средний чек на обслуживание легкого коммерческого автомобиля по итогам 8 месяцев 2023 года составляет 16 100 рублей. Он вырос на 17%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. При этом динамика цен в категории легковых автомобилей за тот же период была более значительной. За год стоимость обслуживания легковых автомобилей увеличилась на 24%.
«В нашей стране эксплуатируемый парк LCV преимущественно состоит из возрастных машин с высокими пробегами. Поэтому стоимость обслуживания таких автомобилей выше, чем у легкового авто. Ремонты здесь, как правило, требуются более существенные. Однако динамика роста цен в этой категории меньше, чем у личных автомобилей. Это объясняется высокой долей российских марок в структуре автопарков. На российские коммерческие автомобили не было столь заметного роста стоимости автозапчастей», – комментирует Татьяна Овчинникова, директор сети автосервисов FIT SERVICE.
На рынке LCV, как и на рынке легковых авто, усиливаются позиции отечественных производителей, а конкретно, марки «ГАЗ». Это говорит о том, что структура парка уже меняется, и доля иномарок продолжит сокращаться в перспективе 2-3 лет. Такой тренд влечет за собой изменения и в сфере послепродажного обслуживания. Сделать такой вывод можно уже на основании разницы, которая есть в обслуживании российских LCV и техники зарубежных брендов. «Стоимость обслуживания LCV отечественных марок исторически ниже, чем стоимость обслуживания иномарок. В силу этого средний чек для категории LCV в среднем пока вырос незначительно. И в отсутствии сильных потрясений для автобизнеса расти он будет постепенно», – отмечает генеральный директор Gruzdev Analyze Александр Груздев.
Какие автомобили ремонтировали чаще?
Чаще всего в 2023 году в сети FIT SERVICE обслуживались автомобили марки «ГАЗ». На втором месте по частоте машинозаездов – Ford. Далее идут марки Volkswagen, FIAT, «УАЗ». За год топ-10 марок LCV не изменился.
Однако, изменилась частота заездов на СТО различных марок LCV. Наиболее заметно выросло число машинозаездов автомобилей марки FORD. За год число заказ-нарядов выросло на 65%. На втором месте по динамике прироста заказ-нарядов оказалась марка «ГАЗ» – рост на 49%.
«В 2023 году мы отмечаем рост машинозаездов коммерческого транспорта в целом. Крупнейшие компании стремятся сохранить работоспособность своих автопарков, продлить жизнь автомобилей, поэтому увеличивается частота заездов на СТО и растет количество ремонтных работ в чеках. Все чаще компании обслуживанию у официальных дилеров предпочитают сертифицированные автосервисы. Это заметно при анализе возраста автомобилей на обслуживании», – добавляет Татьяна Овчинникова.
В разрезе возраста обслуживаемых автомобилей за 8 месяцев 2023 года количество заказ-нарядов по новым автомобилям (0-3 года) увеличилось на 54% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. Эта категория показала наибольший рост. По коммерческим автомобилям возраста 4-5 года динамика заказ-нарядов также положительная – рост на 45% год к году. Менее всего приросли заезды авто в возрасте 6-9 лет. Прирост машинозаездов автомобилей в возрасте 10-14 лет, а также более 15 лет — 27% и 25% соответственно.
Как изменится рынок новых автомобилей?
По мнению Александра Груздева, парк LCV — это маркер состояния бизнеса в стране. Если продажи такой техники падают, то можно делать вывод о спаде бизнес-активности, в особенности, о спаде в сегменте малого и среднего бизнеса. И после падения продаж LCV в прошлом году восстановление рынка в нынешнем году идет пока невысокими темпами, что также обусловлено состоянием российской экономики.
«В обозримой перспективе стоит ожидать выход на российских рынок новых моделей класса LCV и новых производителей. И развитие пойдет сразу по нескольким направлениям: открытие официальных представительств китайских марок или запуск контрактного производства техники на базе китайских моделей, как это сделал, например, «Соллерс». А работать в этом сегменте придется в новых форматах», – комментирует генеральный директор Gruzdev Analyze Александр Груздев.
Один из таких способов: создать программные возможности для централизованной продажи техники сегмента LCV разных брендов для покупателей по всей стране силами нескольких крупных дистрибьюторов. Гарантийное и сервисное обслуживание в таком формате будут обеспечивать крупные сервисные сети.
Перспективы LCV в России
Из России ушли компаний, которые во многом формировали вектор развития сегмента легких коммерческих автомобилей и задавали стандарты продаж и обслуживания таких машин. Наряду с этим из автобизнеса ушли и известные лизинговые компании.
Еще один фактор, который повлиял на рынок легких коммерческих авто — это уход из страны зарубежных компаний, которые владели здесь большими парками и со стороны b2b-клиента задавали стандарты той же отрасли.
«Изменения рынка LCV произошли на всех его уровнях: и со стороны пользователя техники, и со стороны ее производителя, и со стороны поставщика услуг и продуктов, необходимых для ее эксплуатации. Эта трансформация еще идет, и перечисленные выше изменения могут в течение ближайших 2-3 лет сильно изменить рынок LCV», – прогнозирует Александр.
В перспективе парк LCV в России будет стареть и его обновление замедлится. Исследование Gruzdev Analyze и FIT SERVICE дают основания сделать вывод о том, что российские СТО станут чаще принимать на ремонт и обслуживание более возрастные машины сегмента LCV. Сервисы, которые работают с легкими коммерческими авто, должны быть готовы к тому, что, по мере старения парка LCV, вырастет количество сложных ремонтных операций, которые требуют и более глубоких компетенций, и профессионального оборудования, и средств для ремонта. В таких условиях фактором конкуренции для автосервисов станет возможность быстро отремонтировать ТС (а это требует наличия запчастей и, возможно, расширения склада и более рациональное управление им) и быстро вывести его на линию, чтобы бизнес избежал дорогостоящего простоя.