Сегодня цифровизация проникла во все области бизнеса и жизни, а ИТ-рынок вышел на новый уровень, что зачастую может приводить к снижению качества продукта. Мастодонты бизнеса скупают малые проекты и укрупняют рынок. Но независимые разработчики продолжают отстаивать свои позиции, сохраняя истинный дух свободы и творческих инноваций.

Александра Мишуринская, руководитель проекта «Парадигма Софт», занимающегося разработкой IT-решения для компаний участников ВЭД, последовательно рассказала о том, зачем небольшие IT-компании нужны рынку и почему в рост нужно идти аккуратно.

В чем измеряется успех IT-проектов? 

Успех любого коммерческого предприятия измеряется в деньгах. В прибыли, которую оно приносит — но это «бизнесовый показатель», важный для собственника. К показателям подобного вида можно отнести и количество активных пользователей продуктом. Небольшие IT-проекты могут конкурировать с крупными компаниями в части прибыли на одного сотрудника. Но ограничиваться только деньгами – неверно. 

По другую сторону есть показатели, определяющие успешность проекта с иных сторон – качество создаваемого продукта (скорость введения в эксплуатацию, соблюдение сроков), а также качество команды. Под «качеством команды» надо понимать комфорт каждого сотрудника отдельно и во взаимодействии друг с другом. В небольшие ИТ-компаниях, где больше свободы и все сотрудники увлечены одной идеей, легче поддерживать комфорт на местах. 

Почему сложно вырасти?  

Быстрый, «взрывной» рост (например, когда якорный заказчик становится монополистом ниши) – выглядит привлекательным, но зачастую, не имеет фундамента проекта. Рост — это важное, выгодное, но сложное предприятие. Тщательное выстраивание команды, определение «болей» целевой аудитории и наработка опыта – рождает качественный продукт, готовый к масштабируемости. 

Важным остается не растерять энтузиазм, так как процесс роста не быстрый, а мотивация сотрудников должна быть не только нематериальной. 

В маленьком бизнесе приходится часто беспокоиться об ограничениях ресурсов: денег, времени, компетенций и прочего. В условиях ограничений приходится действовать более осторожно.

Преимущества маленьких компаний

  • Высокая погружённость в проект;
  • Возможность индивидуального подхода к клиентам; 
  • Быстрое взаимодействие внутри команды, что дает быстрое решение проблем.

Чаще всего, вся команда хорошо знакома со всеми аспектами проекта и имеет больше возможностей для творчества и инноваций. Возможность выбрать инструмент, попробовать новую технологию при создании проекта или предложить и реализовать идею для продукта. Всё это даёт свободу разработчикам и позволяет сохранить и усилить их внутреннюю энергию.

Недостатки 

Основной недостаток в естественном потолке объёмов проектов и работы, который компания может переварить. Отсюда и повышенная степень риска на рынке (пришло меньше клиентов — получили меньше прибыли при неизменных затратах).

Ограничения в ресурсах это — барьер. Небольшая команда не сможет создавать или развивать продукт, на который физически нужно в 4 раза больше сотрудников, чем у нее есть, т. к. основной метрикой работы программиста являются человеко-часы. В более эффективной команде, с более погруженными программистами можно сделать какую-то задачу в 1,5 — 2 раза быстрее. 

Также стоит учитывать бутылочное горлышко «время разработки», связанное с нехваткой бизнес-аналитиков в команде, которых, как правило, в два раза меньше, чем программистов. Это не так заметно в проектах, в которые программист погружен, но сильно влияет на старте нового проекта.

Разбираемся в стереотипе о том, что крупные компании убивают продукт

Крупные компании-разработчиках зачастую вынуждены делать универсальные, массовые решения. Это обусловлено желанием привлечь разнонишевых клиентов. Такие решения требуют серьезной подготовки пользователя, работающего с программой (например 1С, Битрикс24).

Крупная компания – заказчик, в свою очередь, может излишне усложнить свой внутренний продукт, из-за несогласованности между отделами в своем product vision, а также в тяжеловесности бизнес-процессов. Усложнение всегда ведет к проблемам с поддержкой.

Всем ли компаниям нужно расти? Или можно остаться небольшой и эффективной компанией? 

Экспансия бизнеса часто кажется привлекательной стратегией. Ведь чем больше охвачено клиентов, тем больше прибыли, чем больше наемных специалистов — тем быстрее идет разработка новых продуктов и т.д. Однако можно вспомнить сервис маленьких кофеен, которые ещё не стали сетевыми и популярными. Приятно бывать в местах, где тебе рады и отношение, будто ты не чужой человек. Такой формат достаточно жизнеспособен. Быть компанией, где клиент — твой друг, наиболее возможно как раз для небольших фирм.

Маленькая компания не только способна оставаться гибкой. Она также остаётся способной сделать клиента счастливым, а не содрать с него побольше денег.

Какой оптимальный размер для команды с точки зрения управления и заботы о продукте? 

Оптимальный размер IT-команды — это 5-7 человек (2-3 программиста, бизнес-аналитик, тестировщик и тимлид). Соответственно, рост IT-компании будет заключаться в создании команды аналогичного формата, которая будет разрабатывать либо другой проект, либо часть глобального внутреннего проекта.