Грузооборот портов и железных дорог на Дальнем Востоке возрастает за счет увеличения контейнерных перевозок

«Уже сегодня на Дальнем Востоке на стадии строительства и проектирования новые портовые мощности с перевалочным потенциалом 80 млн тонн. У нас… только в одном Приморском крае… предстоит удвоение в следующие 10 лет со 150 млн тонн. до 300 млн тонн переваливающих мощностей. Поэтому у нас нет сомнений о том, что порты будут… модернизироваться, открываться новые терминалы. Большая часть этой активности все еще в угольной отрасли. <…> Нагрузка на порты и подъездные пути Дальнего Востока… в 2024 году точно будет еще больше», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«На мировом контейнером рынке стагнация и даже спад. Мировые контейнерные линии ушли из России, и это привело к тому, что рынок для нас стал премиальным. В 2022 году произошел переток грузопотоков на Дальний Восток. <…> С 2023 года мы видим восстановление контейнерных потоков. <…> За прошлый год мы увеличили флот… увеличили наш контейнерный парк, открываем новые направления, новые маршруты, новые рынки», — председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов.

«Прошлый год, с точки зрения возросших инвестиций в развитие Восточного полигона, был рекордным — объем инвестиций был удвоен, и мы со 144 млн тонн до 158 млн тонн увеличили проводную мощность. <…> Помимо развития инфраструктуры, на чем пришлось сконцентрироваться в прошлом году — технологические решения. <…> Это переход к регулированию погрузки на основании временных правил — это дало возможность предприятиям Северо-Запада… направить свои грузы на Восток. <…> У нас более 700 предприятий получили доступ к инфраструктуре Восточного полигона», — заместитель генерального директора — начальник центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) «Российские железные дороги» Алексей Шило.

«По состоянию на вчерашний день [14 июня 2023 года. — Ред.] прирост контейнеров через порты Дальнего Востока составил по отношению к аналогичному периоду прошлого года 34%, и на те же 34% снизился грузопоток на Северо-Западе. <…> 529 тыс. контейнеров обработано на Дальнем Востоке почти за 5,5 месяца в этом году — это рекордный показатель», — временно исполняющий обязанности руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

ПРОБЛЕМЫ

Северному морскому пути необходимо увеличить провозную способность, чтобы встроиться в систему мировой торговли

«Объем груза по СМП. сегодня составляет 34 млн тонн в год. <…> СМП становится магистральным. При этом те грузы, которые точно попадут на СМП в следующие семь лет, требуют увеличения провозной способности в разы. Это комплексные проекты, не только ледокольное сопровождение… но и полное покрытие всей трассы аварийно-спасательными мощностями, включая как регламентные сроки, чтобы суда спасения подходили при необходимости, так и вертолеты, а это означает [необходимость обустройства. — Ред.] вертолетных площадок, космической группировки, потому что навигация во льдах в таких объемах и с такой интенсивностью не может проводиться вслепую, а мы не можем зависеть от иностранных спутников», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

«У СМП есть серьезный потенциал встроиться в систему глобальной мировой торговли. <…> Создав инфраструктуру СМП, обеспечив безопасность, регулярность, мы рассчитываем на то, что наши международные партнеры заинтересуются этой линией и обеспечат нам развитие линии СМП — международный транзит грузов», — директор по развитию бизнеса государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Екатерина Ляхова.

«Грузовой базы на Дальнем Востоке пока недостаточно для того, чтобы появились новые контейнерные площадки», — председатель совета директоров FESCO Андрей Северилов.

«Если раньше большая часть продукции… ехала в Европу, то в прошлом году мы стали отправлять ее в Юго-Восточную Азию и Турцию. <…> У нас до 30% увеличились сроки доставки даже по традиционным направлениям, а по некоторым направлениям выросли в два раза. Увеличилась стоимость перевозки по некоторым направлениям в 2,5 раза. <…> Ухудшилась предсказуемость отгрузки. Мы получаем в среднем около 40% отказов по заявкам на перевозку», — член правления, исполнительный директор «СИБУР» Павел Ляхович.

«Надо перевозить продукцию с востока на запад — никто этого не отменял, а теперь еще с запада на восток. Для этого необходимо создавать инфраструктуру. <…> Надо пересматривать позицию по Северному морскому пути, улучшать ситуацию для рыбаков — транспорта нет, лихтеровозом много не навозишь. <…> Если мы хотим загрузить в обратном направлении [СМП. — Ред.] рыбой, то… для нас [рыбаков. — Ред.] нужно создавать специализированные рыбные порты. <…> Европейцы закрыли весь судоремонт, и нам нужно создать точку притяжения, для того чтобы рыбак комплексно мог обслуживаться, не только груз выгрузить, но еще сделать судоремонт, пополнить запасы», — руководитель Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) Илья Шестаков.

Кооперация железных дорог и морского транспорта позволит ускорить отправку грузов и разгрузить Восточный полигон, БАМ и Транссиб

«Железнодорожный транспорт может хорошо сотрудничать с морским. Для рыбы и контейнеров наиболее оптимальным вариантом была бы доставка до портов, а дальше — транспортировка по железной дороге в европейскую часть страны. Мы к такому сервису готовы. Единственное, на что мы предлагаем обратить внимание… морской транспорт по своей себестоимости может забрать на себя часть угля с Восточного полигона. Мы готовы рассматривать интересные мультимодальные проекты, например по Енисею до Дудинки, и дальше вывозить уголь морским транспортом — это точно помогло бы разгрузить Восточный полигон и дать больше возможностей грузам, которым нужна скорость», — заместитель генерального директора — начальник центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) «Российские железные дороги» Алексей Шило.

«Когда дорога перегружена можно или расширить дорогу — этим мы занимаемся на Востоке, — или найти альтернативный путь. <…> Сейчас практически реализуется проект Мурманский транспортный узел с портом Лавна… для того чтобы доставлять уголь на Северо-Запад, грузить его на суда и везти через Север. <…> Стратегически мы видим это как серьезную возможность разгрузить Восточный полигон», — Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.