В России 1 августа вырос утилизационный сбор на ввозимые в страну автомобили

Утилизационный сбор — это разовый платеж, который взимается от импортеров, производителей или покупателей автотранспортных средств за переработку автомобилей после их эксплуатации. Его ввели в России в 2012 году при вступлении страны в ВТО. Изначально сбор оплачивали только импортеры, но с 2014 года его стали выплачивать и российские автопроизводители.

Кто платит утилизационный сбор :

  • производитель — за транспортное средство, изготовленное в России;
  • импортер — за машину, которую ввезли в нашу страну;
  • покупатель — за авто, по которому не осуществлялась оплата утилизационного сбора.

Как рассчитывается утильсбор в 2023 году

Чтобы рассчитать сумму утилизационного сбора в 2023 году, нужно базовую ставку умножить на коэффициент. Оба показателя зависят от типа транспортного средства, его возраста и других нюансов.

Формула расчета выглядит так: утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент

Базовые ставки утилизационного сбора в 2023 году:

20 000 руб. — для категории М1 (легковые автомобили);
150 000 руб. — для всех остальных категорий ТС;
172 500 руб. — для самоходных машин и прицепов к ним, спецтехники.

Для обычных автовладельцев, которые ввозят ТС из-за границы для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя базовая ставка утилизационного сбора составляет 20 тыс. руб. Коэффициент, в зависимости от возраста машины, будет меняться от 0,17 до 0,26. Так, для нового автомобиля утилизационный сбор составит 3400 руб., для автомобиля старше трех лет — 5200 руб.

А вот за утилизацию грузовиков автомобилистам придется заплатить значительно больше. В 2023 году сбор для этой категории транспорта вырос на 35–40%. В рублях увеличение составило от 331 500 до 814 500.

Кроме того, сейчас идут обсуждения о возможном повышении утилизационного сбора и на легковые автомобили уже в 2023 году.

Как замечают аналитики отделе Дром.ру, для АвтоВАЗа повышение утилизационного сбора — прежде всего инструмент борьбы с китайскими импортерами, такими как Chery, Omoda, Haval.

Против резкого подъема утильсбора выступил Казахстан. С ним у России существует договоренность о взаимной компенсации утилизационного сбора в достаточно большом объеме — до 50 тыс. машин в год. Естественно, Казахстану, промышленность которого ориентирована на поставку машин в Россию, невыгодно повышение ставки.

Как оплатить утилизационный сбор
Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение — до оформления ПТС или электронного паспорта.

Импортеры платят утилизационный сбор на таможне. Российские производители транспортных средств и покупатели на территории России — в свои ИФНС. Перечень реквизитов для уплаты размещен на сайте таможни. В РФ производители и покупатели ТС могут оплатить утильсбор в любом банке по реквизитам налоговой инспекции.

Перед таможенным оформлением транспортного средства надо подтвердить уплату утилизационного сбора. Для этого надо представить таможне (п. 11 Правил, утв. постановлением № 81, п. 11 Правил, утв. постановлением № 1291):

1. Расчет утилизационного сбора, форма которого зависит от того, за какое транспортное средство платите сбор: по самоходным машинам и прицепам у ним – из приложения 1 к Правилам, утвержденным постановлением № 81; по колесным транспортным средствам или шасси и прицепам к ним – из приложения 1 к Правилам, утвержденным постановлением № 1291.

2. Копии сертификатов соответствия и деклараций о соответствии самоходной машины или прицепа, а также копии товаросопроводительных документов, если они есть.

3. Копии платежек об уплате утилизационного сбора.

4. Решение о зачете излишне уплаченного утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, выданное таможней, и его копию. Такое решение представьте, если погашаете задолженность по сбору зачетом.

5. Копии документов, подтверждающих полномочия представителя, например доверенности, если правильность расчета сбора подтверждаете не лично.

По колесным транспортным средствам, самоходным машинам и прицепам к ним, которые указаны в перечне, утвержденном постановлением № 1291 и перечне, утвержденном постановлением № 81, документы нужно представить в течение 15 дней с момента: выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой; фактического пересечения государственной границы России или пределов территорий, которые находятся в юрисдикции России, – если ввоз в Россию колесных транспортных средств или шасси и прицепов к ним не декларируют. Если документы не представить в срок, таможня начислит пени за неуплату утилизационного сбора. Пени рассчитают за каждый календарный день просрочки представления документов (п. 11.2 Правил, утв. постановлением № 1291, п. 11.1 Правил, утв. постановлением № 81).

Таможня проверит, правильно ли рассчитали сбор, и удостоверится в том, что он поступил в бюджет на нужный КБК. Если нарушений не обнаружат, в ПТС в разделе «Особые отметки» сделают отметку «Утилизационный сбор уплачен. ТПО №___» либо направят сведения администратору для внесения в электронный паспорт. Если в течение трех лет с момента ввоза транспортного средства таможня установит, что сбор уплачен не полностью, об этом проинформируют в течение 10 рабочих дней. Если доначисленный сбор не уплатить в течение 20 календарных дней со дня получения такой информации, сбор взыщут в судебном порядке.

Утилизационный сбор на спецтехнику и прицепы
Утилизационный сбор на спецтехнику и прицепы выше, чем на легковые автомобили. Это связано с более сложным и дорогостоящим процессом утилизации.

С 1 января 2023 года правительство утвердило повышение ставок утильсбора на иностранную спецтехнику, грузовики и прицепы. Индексация затронула полуприцепы, некоторые виды грузовиков и самосвалов, грейдеры, катки, погрузчики и гусеничные тракторы. К примеру, до 1 января 2023 года размер утильсбора на новые полуприцепы составлял 96 тыс. руб., а сейчас придется заплатить 600 тыс. руб.