28 июля 2023 года прошло заседании постоянной комиссии по вопросам классификации и страны происхождения товаров Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России. Одной из обсуждаемых тем, был вопрос развития государственной услуги Предварительного решения о классификации товара.

Код ТН ВЭД ЕАЭС влияет на размер пошлины, а значит и на размер таможенных платежей, необходимость сертификации товаров и возможность получения преференций. Лучшей подстраховкой от переклассификации является получение предварительного классификационного решения (далее – ПКР), выдаваемое РТУ. Это инструмент, который позволяет заранее рассчитать экономическую составляющую сделки, минимизировать риски штрафов из-за ошибок в кодировании ТН ВЭД и обеспечивает точность декларирования. Однако, по факту, сколько бы ФТС РФ не старалась наладить работу в данном направлении, на практике получить ПКР не так просто.

Сложности подачи и получения ПКР заключается в дополнительных запросах, на которые иногда практически невозможно ответить, а также в сроках получения решений. «Горизонт событий» разбирается с экспертами ВЭД о направлениях развития услуги получения предварительного классификационного решения.

Порядок принятия Предварительного решения о классификации (далее — ПКР) определен ст. 24-27 ТК ЕАЭС и ст. 18 Федерального закона 289-ФЗ, а также приказом Минфина № 181н от 01.09.2020 г. В приказе ФТС № 375 от 16.04.2020 г. прописан Административный регламент ФТС по представлению государственной услуги по принятию ПКР. Также, ФТС России выпускала Методические рекомендации по подготовке заявления о принятии ПКР от 14.12.2020 г.

Какие документы нужны для ПКР:

  1. Устав, выписка ЕГРЮЛ, Решение о назначении руководителя;
  2. Информация о том, кто будет подписывать Заявление на ПКР и пакет документов (если не руководитель, то доверенность и приказ о приеме на работу на это лицо);
  3. Контракт, по которому поставляется товар;
  4. Спецификация, Приложение или заявка на поставку артикула товара. При отсутствии этих документов необходимо пояснение;
  5. Платежное поручение по оплате гос. пошлины в размере 5 000 руб.;
  6. Техническое описание, паспорт на оборудование, каталоги, сертификаты анализа, паспорта безопасности, рабочие инструкции и т.п.;
  7. Схемы или описание производственного процесса по изготовлению ввозимого товара;
  8. Чертежи, схемы, рисунки и фотографии ввозимого товара;

Заверенные нотариально переводы всех документов, представленных на иностранных языках.

Порядок получения ПКР:

1. Подготовка заявления на ПКР и пакета документов;

2. Отправка пакета документов в РТУ на бумажных носителях заказным письмом. Или заполнение формы заявления на ПКР в личном кабинете на сайте Госуслуг, подвязка пакета документов и отправка электронного запроса в личном кабинете;

3. В течение 20 календарных дней с момента регистрации Заявления на ПКР в РТУ (с момента присвоения входящего номера или регистрации таможенным органом электронных документов) таможенное управление либо выставляет Запрос на дополнительную информацию, либо отказывает в рассмотрении Заявления на ПКР, с обоснованием причин отказа.

При получении отказа в рассмотрении можно подать новое Заявление на ПКР при условии устранения причин отказа.

При выставлении Запроса на доп.информацию срок выдачи ПКР приостанавливается до момента получения РТУ ответа на Запрос. Ответ на запрос должен быть представлен в течение 60 календарных дней с момента регистрации Запроса;

4. Максимальный срок принятия решения по выдачи ПКР 90 календарных дней.

            После получения принятого ПКР возможно внесение изменений в него только по причине допущения опечаток и ошибок, не влияющих на сведения о коде ТН ВЭД.

Мария Колупаева, генеральный директор АНО «Центр заключений и экспертиз ВЭД», выделяет ряд сложностей и проблем при получении ПКР:

  1. Подтверждение полномочий лица, подавшего документы и подписавшего заявление. Зачастую товары поставляются по рамочным контрактам, которые могут быть заключены очень давно и иметь ограниченный срок действия. Если не проследить за сроком действия контракта и не представить дополнительно соглашение о продлении его действия, то таможенный орган откажет в рассмотрении заявления, в связи с отсутствием подтверждения планируемой поставки товара.
  2. При подписании заявления лицом, уполномоченным доверенностью, нельзя забывать представлять документы о том, что данное лицо является сотрудником заявителя. Иначе таможенный орган также откажет в рассмотрении заявлении по причине отсутствия полномочий на подпись у подписавшего лица. Если доверенность выдана не руководителем организации, то обязательно требуется подтвердить полномочия лица, выдавшего доверенность. 
  3. Соответствие наименования, артикулов, моделей и количества товара в контракте и в технической документации. Не допускаются различия в наименованиях, артикулах, моделях и количестве товаров в документах. Даже, если будет изменен порядок слов в наименовании товара в одном чертеже, то у таможенного органа появится основание для отказа принятия ПКР или КР. Так как заявленные сведения о товаре не будут подтверждены документально. Таможенный орган два наименования воспринимает как два разных товара. Если эти несоответствия нельзя устранить по причине отказа иностранной стороны, то необходимо прикладывать пояснения о том, как возникли эти несоответствия и влияют ли они на что-то в характеристиках товара.
  4. Указание всех товаров и компонентов на чертежах, схемах, рисунках и фотографиях.

Особенно при получении КР и особенно на сборочном чертеже. Нет позиции на чертеже — нет позиции в комплекте товара. И значит, не может быть выдано решение о принятия ПКР или КР. При возникновении любого несоответствия по данным пунктам, у таможенного органа возникает возможность в отказе принятия решения по коду ТН ВЭД.

  • Ограниченный объем файлов, которые можно присоединить к заявлению, подаваемому в электронном виде на портале Госуслуг. Особенно эта проблема актуальна для получения ПКР на оборудование, так как при сжатии файла уменьшается качество изображения, и инспектор не полноценно изучить чертежи и схемы.
  • Ограниченное количество знаков в электронной форме заявления на ПКР на портале Госуслуг. Это не позволяет качественно описать ввозимый товар. ФТС РФ обещает до конца 2023 г. организовать возможность подачи заявления на ПКР через ЛК ФТС.
  • Нет возможности подачи документов таможенным представителем. Многие УчВЭДы не имеют в штате профессиональных специалистов по классификации товаров и не знают, как правильно классифицировать товар и как обосновать данный код. Поэтому они обращаются к таможенным представителям.

Особое внимание Михаил Романов, заместитель генерального директора по таможенному оформлению ООО «Елтранс+», уделяет отсутствие разрешения подавать таможенным представителем ПКР для своего декларанта. «Крупному бизнесу не хватает для эффективного использования услуги ПКР разрешения на законодательном уровне таможенным представителям подавать заявления и получать ПКР от своего имени, но в адрес участника ВЭД (декларанта). На сегодняшний день реализована только одна возможность передачи полномочий — оригинальная или нотариальная доверенность. Это создает большие сложности, особенно для крупного бизнеса, который сильно зарегламентирован и на получение доверенности или подписи руководителя предприятия уходит много времени. Разрешение таможенным брокерам, у которых в договоре таможенного представителя есть соглашение на подготовку документов для получения ПКР, подачу заявления и получения оригинала существенно ускорит процесс и, более того, сделает услугу более привлекательной и востребованной», — подчеркивает Михаил Романов.

Что необходимо внедрить, для развития инструмента ПКР по мнению Марии Колупаевой:

— Указание в ПКР классификационных признаков, на основании которых таможенный орган принял решение, а не только ОПИ 1 и 6;

— Выдача ПКР не на один артикул, а на один вид или модель в ситуации, когда разные артикулы не влияют на классификацию (например, разный цвет);

— Если исходить из логики «один товар — один ПКР», то необходимо разрешить использовать ПКР другими участниками ВЭД;

— Консультация по коду ТН ВЭД по аналогии с консультацией по методу определения ТС.

Кирилл Рассадкин, генеральный директор компании «ЕвроТрансЭкспедиция», также поделился рядом моментов, требующих доработки:

1. Продолжительность процесса: срок оказания услуги составляет 60 дней, что для многих участников ВЭД является длительным. Если требуются дополнительные документы, этот срок может увеличиваться.

2. Отмена решений: встречаются ситуации, когда ранее выданные предварительные решения отменяются под предлогом «предоставление заявителем неполных сведений». Это вызывает вопросы о компетентности специалистов, выдающих решения. Казалось бы, специалисты, которые классифицируют товар, должны быть максимально точны и не допускать ошибок при принятии предварительного решения и, как следствие, данные решения не должны отменяться на этапе таможенного контроля после выпуска товаров. В таких случаях участники ВЭД задаются вопросом, если сведений было недостаточно, то на основе чего вы вообще выдали решение? За достаточный срок в 60 дней специалисты могли запросить максимально «полный комплект сведений». Таким способом таможенные органы, по мнению участников ВЭД, снимают с себя ответственность за выданные предварительные решения и перекладывают ее на бизнес.

 3. Несогласованность органов: иногда разные органы могут классифицировать один и тот же товар по-разному, что указывает на отсутствие координации между ними.

4. Игнорирование решений: хотя это редкость, некоторые таможенные органы могут не учитывать выданные классификационные решения, заставляя участников ВЭД обращаться в суд.

Несмотря на очевидные преимущества услуги ПКР, существует ряд проблем, которые могут усложнить работу участников ВЭД. Эти вопросы касаются тонкостей подачи, продолжительности процесса, стабильности и надежности выданных решений, а также координации между различными таможенными органами.