Для разрешения спорных вопросов в отношении стоимостных или качественных характеристик импортируемых товаров назначается таможенная экспертиза. Исследование проводится в целях недопущения нарушения требований таможенного законодательства. Нередко декларанты искусственно занижают стоимость декларируемой продукции, что способствует незаконному уменьшению ввозных платежей. Процедура инициируется таможенниками, а при несогласии с выводами экспертов декларант вправе оспорить заключение в судебном порядке.

Курбатова Екатерина, руководитель Центр сертификации Ростест Урал

Сущность и объекты таможенной экспертизы

Необходимость проведения экспертизы возникает при недостаточности специальных или научных познаний для объективной идентификации товаров и проверки соответствия задекларированных стоимостных показателей (п. 1 ст. 389 ТК ЕАЭС). Исследуемыми объектами выступают:

  • ввозимый товарный ассортимент;
  • товаросопроводительная документация;
  • средства идентификации груза и документальных приложений.

 Экспертное исследование – это форма таможенного контроля, инициируемого в целях пресечения недобросовестных действий импортера или его уполномоченного представителя.

Назначение и виды таможенной экспертизы

Процедура назначается после принятия решения должностного лица таможни, о котором уведомляется декларант на следующий день. В зависимости от возникших вопросов о выявленных несоответствиях таможенная экспертиза классифицируется по видам:

  1. Товароведческая – для определения кода товара по товарной номенклатуре ВЭД, марки и целевого назначения.
  2. Оценочная – для установления ценового показателя, являющегося базовым для начисления сборов, пошлин и НДС при импорте.
  3. Материаловедческая – для фиксации составляющих компонентов, фигурирующих в составе продукции и определяющих основные свойства.
  4. Идентификационная – для выявления групповой принадлежности товаров, функциональных характеристик и соответствия заявленным нормативам. 
  5. Химическая – для определения химического состава по элементам для оценки составляющих, подлежащих дополнительному контролю при ввозе.

В ходе проверки изучаются внешнеэкономические контракты, инвойсы, а также акцизные марки и сертификаты соответствия. Срок проведения составляет двадцать банковских дней, но может быть продлен при невозможности завершения в установленное время (ст. 390 ТК ЕАЭС).

Интерпретация результатов экспертного исследования

По завершении экспертизы таможенным экспертом оформляется заключение установленного образца с обязательным отражением (ст. 391 ТК ЕАЭС):

  1. Во вводной части:
  2. места и периода проведения процедуры с указанием дат начала и завершения;
  3. основания для назначения исследования;
  4. ФИО эксперта и степени квалификации;
  5. заверения подписью эксперта сведений об ответственности за указание недостоверной информации.
  6. В описательном разделе:
  7. поставленных вопросов, требующих решения при проведении экспертного мероприятия;
  8. перечня документальных приложений, проб или образцов продукции, изъятых для анализа.
  9. В мотивировочной части:
  10. содержания проведенного исследования с указанием применяемого оборудования и избранных методов;
  11. оценки результатов с выводами эксперта по интересующим вопросам и их обоснования.

При несогласии с результатами декларант вправе потребовать повторную экспертизу. В качестве объектов будут представлены те же материалы и документы и поставлены те же вопросы, а также озвучены выводы ранее проведенного исследования и могут быть приглашены составившие заключение лица для дачи пояснений (ст. 392 ТК ЕАЭС). 

При незаконном привлечении к ответственности декларант может обратиться в арбитражный суд для признания недействительным решения таможенной службы. Кроме обжалования действий таможенников заявитель вправе взыскать убытки за задержку выпуска товаров в коммерческий оборот.

Причины отказа в проведении экспертизы

Несмотря на назначение экспертного мероприятия, в проведении процедуры может быть отказано. Среди оснований для отказа (п. 6 ст. 389 ТК ЕАЭС):

  • несоответствующее требованиям оформление решения о назначении, актов отбора образцов, изъятия документации и средств идентификации;
  • отклонение фактического количества представленных проб от указанных сведений в акте;
  • нарушение упаковки или несоответствие описанию, зафиксированному документально;
  • недостаточность информации или проб для разрешения поставленных перед экспертами вопросов;
  • отсутствие в уполномоченном органе средств технического оснащения или специалистов требующейся квалификации для экспертизы;
  • наличие запрета инициатора на уничтожение образцов и невозможность проведения исследования неразрушающими методами.

Решение о мотивированном отказе принимается в трехдневный срок с момента регистрации поступившего назначения. В документе указываются причины отказа с уведомлением декларанта либо его представителя таможенным органом.