С каждым годом в России растет спрос на цифровые инструменты, которые помогают автоматизировать процессы. Особенно в последние два года, когда вопросы оптимизации расходов и снижения зависимости от человеческого фактора выходят на первый план. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал о том, с какими сложностями сегодня сталкивается цифровизация в логистике и к чему может привести предприятия отказ от автоматизации процессов.

Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали»
В России с 2019 года реализуется нацпроект «Цифровая экономика», который постепенно, но уверенно охватывает все отрасли народного хозяйства и вообще все сферы жизни. Цифровизация открывает новые возможности, повышает эффективность труда, удешевляет производство. Сейчас это ключевой фактор конкурентоспособности и роста бизнеса.
Не стала исключением и логистика. Переход на цифру в этой сфере позволяет в значительной степени оптимизировать перевозки: ускорить доставку грузов, уменьшить издержки, сократить холостой пробег транспорта. При международных перевозках за счёт автоматизации ускоряется процесс таможенного оформления и обмен электронными документами между участниками экспортно-импортных сделок. По оценкам экспертов, цифровизация логистики может повысить эффективность составляющих её процессов на 10-40%.
Что мешает логистике цифровизироваться: сопротивление снизу
Процесс осложняется тем, что логисты зачастую боятся перехода на новый формат работы и всеми силами тормозят преобразования. Это вызвано несколькими причинами. Прежде всего, страх перед неизвестностью, ведь многие привыкли годами работать по налаженным «ручным» схемам. Необходимость перестраиваться заставляет работников сопротивляться, вызывает у них негатив и отторжение.
Руководство зачастую ставит персонал перед фактом вместо того, чтобы предварительно обсудить с сотрудниками грядущие перемены, рассказать им о практической ценности нововведений и поэтапно вводить их в курс дела. Такой подход обижает людей, особенно опытных работников, которые трудятся в компании много лет и считают, что достойны более доверительного отношения. Кроме того, люди боятся потерять работу из-за перехода на новые технологии. Боятся, что их заменят роботы и искусственный интеллект – ведь все видят, например, кассы самообслуживания в супермаркетах, заменившие живых кассиров.
Эти страхи беспочвенны, поскольку технологии помогают логистам, оптимизируют их труд, но не заменяют людей. Без человека любой цифровой инструмент неэффективен. В то же время нужно понимать, что в изменившихся обстоятельствах останутся работать лишь те сотрудники, которые сумеют освоить новые технологии. И это сегодня тоже проблема, поскольку стремительно перестроиться, переобучиться, переквалифицироваться способны далеко не все, и в отрасли уже наблюдается дефицит кадров.
Поэтому руководство компании должно взять на себя инициативу. На первом этапе необходимо разъяснить работникам, грамотно донести до них, зачем внедряются новые технологии и как изменится рабочий процесс после перехода на цифру. Далее следует организовать для них полноценное обучение, в ходе которого сотрудник с устаревшими взглядами сможет приспособиться к новым реалиям. Ещё один немаловажный момент – система мотивации: сотрудников, успешно проходящих переобучение, необходимо поощрять, чтобы они чувствовали, что их усилия вознаграждены, и имели стимул для дальнейшего саморазвития.
Что мешает логистике цифровизироваться: сопротивление сверху
Например, отсутствие у компании финансовых возможностей, ведь цифровые системы стоят денег. По крайней мере сегодня так думают многие директоров предприятий, которые хотят сделать все сразу вместо того, чтобы автоматизировать бизнес-процессы постепенно, распределяя тем самым инвестиции. Уже сейчас есть российские ИТ-инструменты, которые могут закрывать задачи, связанные с документооборотом, логистиков, системой учета и контроля и т.д.
Директор предприятия может даже не отдавать себе отчёт в том, сколько денег теряет компания из-за консервативного подхода руководителя. И при кажущейся экономии — предприятие терпит убытки. Если правильно проанализировать процессы и подобрать технологии под конкретные задачи, то вложения в оцифровку бизнеса очень быстро окупятся. Поэтому цифровизация сегодня не просто тренд, а необходимость для развития бизнеса.
Один только переход на электронный документооборот (ЭДО) способен сэкономить предприятию сотни тысяч рублей, поскольку повышает скорость обработки данных, сокращает расходы на транспортировку бумажных документов, снижает риск их утери или порчи. Сюда же можно отнести Государственную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), через которую можно оформлять электронные транспортные накладные, сопроводительные ведомости, заказ-наряды. Или, например, платформы и сервисы, на которых заводы и предприятия могут находить экспедиторов и логистов, как в каталоге, имея возможность сравнить все доступные предложения в одном месте.
Ещё один важный момент, который тормозит цифровизацию логистики — это опасения руководства компаний по поводу возможных киберугроз, приводящие к дополнительным расходам. При переходе на цифру руководству необходимо одновременно с этим обеспечивать и кибербезопасность: привлекать соответствующих специалистов, тратиться на защитное ПО, проводить для сотрудников обучение на тему киберугроз.
Всё это требует усилий и затрат, из-за чего директора предприятий нередко рассуждает так: пусть цифровизация неизбежна, но лично я подключусь к ней в последний момент, когда меня к этому принудят на государственном уровне. Если бизнес ждет, он теряет деньги, поэтому такой подход обречен на провал. Сегодня крупные ИТ-компании много инвестируют в развитие своих технологий, чтобы обеспечить пользователям высокий уровень безопасности данных.
Прогресс необратим. Всё идёт к тому, что государство в ближайшем будущем обяжет перейти на цифру всех участников рынка. Поэтому лучше не ждать последнего момента, а начать оцифровывать бизнес-процессы уже сейчас: вести превентивную разъяснительную работу среди персонала и повышать его осведомленность о важности информационной безопасности, оснащать рабочие места мощными компьютерами и гаджетами с современным ПО, переводить на цифру отдельные направления.
Всё это позволит подойти к тому моменту, когда цифровизация логистики станет обязательной, и, во-первых, избавит от стрессовых ситуаций как директоров предприятий, так и сотрудников, а во-вторых, позволит таким компаниям опередить конкурентов, которые окажутся не столь предусмотрительными.
