С 1.02.2025 года по 28.02.2026 года в России начнется эксперимент по нанесению маркировочного кода на определенные виды автозапчастей. Цель — разработать систему, обеспечивающую прозрачность оборота запчастей, что позволит значительно повысить контроль качества продукции и устранить риск продажи контрафактных и несертифицированных товаров. Ожидается, что проект поможет не только повысить безопасность на дорогах, но и улучшить систему учета и управления запасами изделий для автотранспорта.

Курбатова Екатерина, руководитель Центр сертификации Ростест Урал

Какие запчасти подлежат кодированию

В рамках тестирования маркировке подлежат следующие виды:

  1. Фильтры — включая воздушные, масляные и топливные фильтры, которые являются важными элементами для поддержания надежности и долговечности автомобилей.
  2. Закаленные и многослойные безопасные стекла для наземного транспорта — включают как лобовые, так и боковые стекла, что обеспечит защиту от контрафакта и увеличит безопасность транспортных средств.
  3. Свечи зажигания — ключевой компонент двигателя внутреннего сгорания, который влияет на экономичность и исправность автомобиля.
  4. Лобовые, боковые и задние стёкла автомобилей — еще один элемент, который будет подлежать обязательной маркировке, чтобы избежать поставок низкокачественного стекла.

Участие в проекте является добровольным. Производители и поставщики, желающие принять участие, могут бесплатно получить уникальные коды маркировки. Эти коды будут наноситься на продукцию и фиксироваться в специальной базе данных, что позволит отслеживать запчасти на всех этапах оборота — от производства до продажи конечному потребителю.

Проект направлен на создание надежной системы маркировки, которая обеспечит максимальную защиту от подделок и контрафактных товаров, повысит доверие потребителей и создаст прозрачную систему.

Этапы маркировки

Участие в эксперименте предполагает несколько ключевых этапов:

  1. Регистрация в системе Честный ЗНАК (ЧЗ): это основная платформа для учета маркированных товаров. На этом этапе участники проекта регистрируются в системе, создавая профиль компании, который обеспечит доступ к инструментам для отслеживания и управления маркировкой автозапчастей.
  2. Получение кодов: каждому изделию будет присваиваться уникальный идентификатор — маркировочный код. Этот код станет гарантией подлинности товара и позволит отслеживать его движение на всех этапах — от производства до продажи.
  3. Нанесение кодов: на этом этапе необходимо аккуратно и в соответствии с требованиями разместить маркировочные коды на каждой единице продукции. Это важный процесс, требующий внимательности и точности, так как от правильности размещения зависит эффективность системы.
  4. Передача данных: для обеспечения прозрачности оборота каждая деталь будет отслеживаться на всех этапах — от производства до конечного потребителя. Важно своевременно передавать информацию о движении товара в систему ЧЗ, чтобы она отражала актуальное состояние и местоположение товара.

В будущем маркировка может стать обязательной для всех участников рынка запчастей. Участие в проекте уже на стадии тестирования поможет предпринимателям не только ознакомиться с новым механизмом, но и подготовиться к возможным изменениям в законодательстве. Это шанс не только повысить прозрачность и качество запчастей, но и опередить конкурентов, осваивая новые технологии и готовя свою компанию к обязательной маркировке в будущем.

Законодательные требования

Для законной реализации запчастей на территории России необходимо наличие обязательных разрешений, соответствующих требованиям техрегламента ТР ТС 018/2011, касающегося безопасности колесных транспортных средств. Этот регламент регулирует процессы сертификации и декларирования, подтверждая, что товары соответствуют требованиям безопасности и качества.

В зависимости от типа изделия может потребоваться либо сертификация, либо декларирование. Для получения разрешения необходимо пройти лабораторные испытания, которые включают ряд показателей, таких как:

  1. Качество материалов — проверка того, что детали не содержат дефектов и могут работать в условиях эксплуатации, не представляя угрозы для водителя и пассажиров.
  2. Безопасность — проверка на соответствие требованиям безопасности, например, на прочность, устойчивость к нагрузкам и воздействиям.
  3. Экологичность — проверка того, что запчасти не выделяют опасных веществ и не нарушают экологические стандарты.
  4. Механические и физические свойства — анализ прочности, износостойкости и других характеристик, которые напрямую влияют на эксплуатацию запчастей.

Отсутствие обязательных разрешений для автозапчастей влечёт за собой административную ответственность, организация не сможет легально продавать товары и будет подвергнута штрафам или запрету на реализацию запчастей. Более того, отсутствие разрешений становится препятствием для нанесения маркировки, поскольку код может быть нанесен только при наличии подтверждения соответствия требованиям безопасности и качества.

Соблюдение всех законодательных требований гарантирует легальный оборот автозапчастей, обеспечивая соответствие продукции установленным стандартам безопасности. Это играет ключевую роль в защите потребителей и способствует безопасности на дорогах, что особенно важно для предотвращения возможных рисков и обеспечения бесперебойного движения.