Российские заводы и предприятия проходят через цифровую трансформацию не так активно, как, например, финансовый сектор. Однако сегодня и у промышленности хорошие результаты: по оценкам главы Минпромторга, Дениса Мантурова, уровень цифровой зрелости российских промышленных предприятий — 45%. В первую очередь технологии появляются в производственных процессах, однако постепенно дело доходит и до других направлений. В частности, до логистики — как ее транспортной части, так и складской.
Как развитие технологий меняет подход российской промышленности к логистике, какие это дает преимущества и что замедляет цифровизацию отрасли, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали».
С какими логистическими вызовами сталкиваются заводы и предприятия
В логистических процессах — как на этапе складской работы, так и на этапе непосредственно перевозки — есть множество узких мест, которые могут создавать дополнительные расходы и риски для любой компании.
На уровне склада эти узкие места могут касаться управления запасами. Нехватка эффективных стратегий управления запасами может привести как к избыточным запасам, так и к их дефициту. И тот, и другой вариант опасны лишними издержками. А на уровне транспортировки узкие места в первую очередь касаются выстраивания маршрутов, подбора транспортных средств согласно задачам — чтобы исключить неоправданный износ, корректности перевозки груза, получения, обработки и обмена документов между участниками процесса перевозки.
И это только часть моментов, в которых возможны повышенные издержки. Если предприятие для внешней логистики — доставки сырья или готового продукта конечному потребителю — пользуется услугами транспортных компаний, узким местом может стать поиск и выбор исполнителя, взаимодействие с ним.
В промышленности для заводов и предприятий дополнительную сложность создают особенности грузов, которые необходимо перевозить между условным производством и складом, между складом и конечным потребителем. Эти грузы могут быть хрупкими, взрывоопасными и так далее. Соответственно, усиливается важность контроля за перевозкой — не только за скоростью транспортировки, но и за условиями: как груз расположен в транспортном средстве, при какой температуре его везут, с каким уровнем вибрации и так далее.
Кроме этого, немало трудностей возникает в транспортировке сырья от мест его добычи, особенно если это такие сложные зоны, как Арктика. Требования к контролю процесса и его безопасности повышаются в разы — из-за инфраструктурных проблем, погодных условий, и многих других факторов.
А в сегодняшних реалиях для российской промышленности добавилось еще несколько специфических вызовов. Во-первых, это освоение новых маршрутов и выстраивание новых логистических цепочек. На то, чтобы выстроить логистику в незнакомых направлениях нужно немало времени, и в процессе этого освоения предприятия будут терять деньги из-за возможных ошибок. Во-вторых, промышленность стремится наращивать производство, что создает большую нагрузку на все процессы, протекающие на заводах и предприятиях, — в том числе, на логистические.
Что в логистике меняет развитие цифровизации
Одно из самых важных изменений в отношении руководителей заводов и предприятий к логистическим процессам сегодня — это понимание, что многие задачи сейчас невозможно решить без использования новых технологий.
Появление большого количества новых инструментов и повышение знания об их возможностях постепенно формируют понимание, что эффективность ИИ, нейросетей и других технологий в определенных задачах выше, чем эффективность человека. И если в какой-то момент предприятие уперлось в потолок, стараясь нарастить производительность труда, снизить процент ошибок, повысить прозрачность процессов, применяя традиционные методы, чтобы подняться выше, нужны новые решения. Новые — цифровые.
Например, так произошло в российским производителем кровельных, гидроизоляционных и теплоизоляционных материалов «Технониколь». В компании постоянно наращивают производительность труда в разных направлениях, включая работу со складом. Когда компания использовала все классические решения — как переорганизация пространства, штрихкодирование, стало очевидно, что нужно переходить на следующий этап: автоматизацию. Именно так предприятие пришло к системе WMS.
С 2018 года «Технониколь» проводит масштабный проект по автоматизации складов на производстве при помощи WMS, постепенно охватывая им все больше своих складов. Благодаря этому инструменту на складах автоматизирована не только выдача групп задач сотрудникам, планирование эстакад, смены складских ролей, но и управление очередями транспортных средств. Последняя опция позволяла оптимизировать процесс отгрузки. Оцифровка складской логистики помогла предприятию повысить точность работы, улучшить взаимодействие с клиентами, привести все процессы на складе к единому стандарту.
О цифровизации в логистике как о значимом инструменте для выполнения задач бизнеса говорят и в «Газпром нефти». Компании важно максимально гибко управлять цепочкой добавленной стоимости продукта, что невозможно при работе по традиционной модели управления. Человек не может держать в голове все факторы, влияющие на цепочку добавленной стоимости. Поэтому нужно использовать цифровые инструменты.
Помимо этого именно оцифровка логистики помогает «Газпром нефть» точно и безопасно управлять сложными задачами: например, логистикой нефти из Арктики. Сочетание ИИ и машинного обучения позволяет планировать своевременные отгрузки и поставки, прокладывать наиболее оптимальные маршруты, учитывая погодные условия такой непростой местности.
По мере развития технологий и появления новых инструментов заводы и предприятия начинают подходить к трансформации своей логистики более комплексно, использовать единую систему для большого набора задач. Это переход на уровень выше в оптимизации процессов и повышении их эффективности. При таком подходе предприятия упрощают обмен данными и коммуникацию между сотрудниками, отделами, снижают риски потери данных, их неоправданного дублирования.
Одним из первых среди российских промышленных компаний сквозную логистическую цепочку автоматизировал и оцифровал «Сибур», начав использовать систему управления мультимодальными контейнерными перевозками (TMS). Платформа позволяет планировать потребность в морских контейнерах и ж/д платформах, создавать заявки для транспортных компаний, контролировать сроки поставки, затарку, отгрузку, коммуницировать с морскими линиями.
Использование такого комплексного решения сокращает простои транспорта, повышает мощность логистической платформы, оптимизирует внутреннюю логистику. Все это особенно значимо для заводов и предприятий, которые наращивают свою производительность — а значит, увеличивают объемы перевозок, выходят на новые рынки, осваивают новые маршруты и логистические цепочки.
Сложности оцифровки логистики в промышленности
К цифровизации логистических процессов — и транспортных, и складских — заводы и предприятия зачастую приходят после того, как оцифрованы основные производственные задачи. Поскольку внедрение новых технологий может быть затратным, требует времени, обучения и адаптации сотрудников, бизнес предпочитает начинать с ключевых задач. Для заводов и предприятий это могут быть добыча сырья, его обработка, и так далее — в зависимости от профиля компании.
С одной стороны, это логичная расстановка приоритетов бизнеса, особенно если у него ограничены ресурсы. С другой, если предприятие стремится к оптимизации своих расходов — что сегодня актуально для многих компаний в разных отраслях, — ему необходимо проводить оптимизацию во всех направлениях, а не только в напрямую связанных с производством продукта.
Еще один фактор, который замедляет проникновение цифровизации в логистические и не только процессы заводов и предприятий — это страх перед угрозой сокращения мест. Сотрудникам кажется, что если на условном складе распределением товаров начнут заниматься алгоритмы, значит, отсюда сразу же уволят текущих сотрудников. Или если за передвижением транспортных средств от предприятия к распределительному центру или от склада к конечному клиенту будет заниматься ИИ, менеджеры станут не нужны.
В действительности, хотя технологии снимают часть задач с сотрудников, снижают потребность в кадрах — тем самым позволяют улучшить производство без дополнительного найма, одновременно с этим они создают и новые рабочие места. Это помимо того, что любой технологией все еще управляет человек, который принимает итоговое решение. Поэтому у страха перед угрозой сокращения мест из-за оцифровки очень мало оснований, и если он есть в компании, с ним нужно аккуратно работать.
В целом же сегодня можно говорить о том, что в большинстве отраслей руководители и владельцы бизнеса понимают значимость и ценность новых технологий, и готовы к тому, чтобы оцифровывать задачи в разных направлениях и на разных уровнях. Рынок в свою очередь готов предложить большое количество инструментов — в том числе для оптимизации и повышения эффективности логистики. И с течением времени, чем больше будет появляться успешных кейсов внедрения технологий в логистику в промышленности, тем сильнее будет ускоряться этот процесс.