Перевозка проектных грузов, поставка которых подразумевает пересечение границы Таможенного союза, неразрывно связана с прохождением процедуры таможенного оформления. Главной проблемой в таможенном оформлении проектных грузов является классификация перевозимого товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

Текст: Маркин Юрий, ведущий эксперт «Центра заключений и экспертиз ВЭД»

Как мы уже писали, именно от классификационного кода зависят размеры пошлины, НДС, таможенных платежей и нетарифных мер. Это особенно актуально для проектных грузов, которые по своей импортной стоимости являются более дорогими, а, следовательно, привлекающими особое внимание со стороны проверяющих таможенных органов. Цена ошибки в классификационном коде проектного оборудования может исчисляться миллионами рублей.

По статистике ФТС РФ, количество результативных проверочных мероприятий за 2020 г. составило всего 385. Это почти в 2 раза меньше, чем в предыдущем году. Однако, в то же время, средняя сумма доначисленных таможенных платежей в 2020 г. на одну проверку составила почти 27 млн. рублей, а это уже в два раза больше, чем в в 2019 г. Добиться такого показателя можно только в том случае, если проводить проверки по самым платежеёмким товарам из тех, что проходят таможенное оформлении — а проектные грузы как раз входят в их число.

Пример № 1

На Балтийской таможне один импортер проводил таможенное оформление проектного груза – оборудование для налива нефтепродуктов. Таможня усомнилась в заявленном коде и назначила сначала проверку по коду с запросом технической документации, а затем — таможенную экспертизу, выставив обеспечение на 3 млн. руб. Импортер, заплатил обеспечение, чтобы осуществить хотя бы условный выпуск оборудования, но таможня выпуск не разрешила, поскольку новый код требовал наличия разрешительной документации, которой у импортера не оказалось. Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию требовалось получить заключение таможенного эксперта. Заключение эксперт предоставил только 1,5 месяца спустя, подтвердив изначально заявленный импортером код, но к тому моменту сумма за хранение на СВХ составила порядка 2,5 млн. руб., не говоря уже о репутационных издержках: импортер не смог своевременно осуществить поставку оборудования заказчику.

По причине сомнений в классификационном коде в таможне у импортера вышел простой, сорвались сроки поставки, возникли дополнительные финансовые затраты за хранение и репутационные потери из-за несоблюдения обязательств по поставке оборудования к определенному сроку.

В сложившихся обстоятельствах самым надежным способом для подстраховки проектных поставок является получение классификационных решений.

Существует два вида классификационных решений:

  1. Предварительное классификационное решение (ПКР). Используется, если проектный груз поставляется одной товарной партией. ПКР выдает Региональное таможенное управление;
  2. Решение о классификации товара (КР). В соответствии со ст. 16 федерального закона 289-ФЗ используется, если проектный груз поставляется в несобранном или разобранном виде различными партиями в течение определенного периода времени. РК выдает ФТС.

Схожие черты ПКР и КР:

1) Это государственные услуги с общим порядком получения (если все представленные документы при проверке таможней оказываются достоверными и отражающими в полном объеме заявляемые для получения ПКР/КР сведения, то в течение 90 дней заказчик получает готовое классификационное решение);

2) Во-вторых, к сожалению, на практике их очень трудно получить (распространенной в настоящее время является ситуация, в которой 90-дневный период подходит к концу, заказчик ожидает выдачи классификационного решения, но вместо этого получает отказ, обусловленный, к примеру, ошибкой в чертеже, перепутанным порядком слов в наименовании детали или другой причиной, которую инспектор сочтет достаточной. При этом потерянного времени ожидания заказчику уже никто не вернет и всю процедуру получения придется начинать с этапа подачи документов).

Тем не менее, вопрос получения классификационного решения при планировании перевозки проектных грузов является насущной необходимостью.

Пример № 2

Компания-импортер везла по заказу другой компании мобильную буровую установку. Оформление оборудования на таможне проходило поэтапно. Были поданы три таможенные декларации в трех разных кодах ТН ВЭД. Несколько месяцев спустя, на этапе постконтроля, проверяющий инспектор сделал запрос на завод изготовитель для проверки заявленных в декларациях сведений. Получив ответ с завода, инспектор установил, что все инвентаризационные номера заявленные в декларациях соответствуют перечню этих же номеров с завода изготовителя и за счет операций механической сборки собираются в одну мобильную буровую установку. То есть ввозимое оборудование представляет собой отдельную самоходную буровую машину, декларирование частей которой должно было, согласно правилам ОПИ, производиться в одном коде. В результате начались камеральные проверки с доначислением неуплаченных платежей на десятки миллионов и требования о предоставлении разрешительной документации.

Этого бы не случилось, если при планировании поставки компания-поставщик обратилась за получением решения о классификации. В таком случае можно было бы везти все части в одном коде, не боясь негативных последствий со стороны контролирующих органов.

Для чего еще нужны классификационные решения:

1) Проектные грузы, с полученным на них КР, не попадают под действие автоматической диспетчеризации. Это значит, что пост подачи таможенной декларации будет известен заранее, что существенно облегчает планирование логистики;

2) Отсутствие проверок по коду на этапе фактического контроля (при подаче ДТ), т.е. с полученным классификационным решением, можно не бояться случаев, приведенных в Примере №1, а также негативных последствий в виде простоев, срывов сроков поставки, дополнительных финансовых затрат за хранение и репутационных издержек;

3) Классификационные решения действуют на всем периоде постконтроля, что является страховкой от ситуаций, аналогичных той, что изложена в Примере №2. Таким образом, при выпуске декларации и в течение всего трехлетнего периода постконтроля проверяющие таможенные подразделения не будут иметь претензий к проектным поставкам, выпуск которых обеспечен классификационным решением.

Важно использовать классификационные решения, как инструмент подтверждения выбранного кода ТН ВЭД. Наличие КР является гарантией от возможных задержек в оформлении, назначений экспертиз, проверок по коду, требований о предоставлении разрешительной документации (особенно в тех случаях, где она фактически не требуется), а также страхует выпущенные грузы от доначислений в пользу таможенного органа за счет переназначения изначально выбранного для декларирования кода ТН ВЭД.