1 февраля ФТС ввела новый порядок оформления деклараций. Разговоры о диспетчеризации ходили давно, но полностью готовыми к ней не оказались ни таможенный органы, ни участники рынка. Новые правила пока детально не описаны, что создает дополнительные трудности для всех сторон.

Ранее было более 600 таможенных пунктов, сейчас декларации (ДТ) автоматических распределяются между 16 центрами электронного декларирования (ЦЭД). Распределение ДТ зависит от типа груза, вида транспорта, которым прибыл товар, и места регистрации декларанта.

Приказа нет, но вы держитесь

Официальной информации о запуске диспетчеризации в открытых источниках не было, поэтому нововведение для многих участников рынка стало сюрпризом и не самым приятным. Кроме того, ФТС до сих пор не предоставила детальной информации о работе нового алгоритма. Такая позиция таможенных органов вызвала удивление участников ВЭД, так как увеличенные сроки доставки грузов легли дополнительными затратами на представителей бизнеса.

Урегулировать процедуру должен приказ Минфина о полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций, проект которого все еще находится на стадии публичных обсуждений. Правда, и он вызывает волнения таможенных представителей и участников ВЭД.

С введением диспетчеризации в таможенном оформлении возникли проблемы – от нагрузок на досмотр до потерь деклараций. Участники ВЭД попали в зону турбулентности, так как не могут прогнозировать расходы на таможенное оформление. А с учетом параллельно растущей стоимости на фрахт это создает дополнительные бизнес-риски для многих импортеров.

— Количество досмотров увеличилось, — говорит производственный директор «Оптималог» Комаров Иван, — суммы обеспечений на «неожиданных» ЦЭДах выросло в 2-3 раза, появились дополнительные запросы от таможни на предоставление документов, нагрузка на отдельные ЦЭДы увеличилась (особенно Москва и МО). Все это привело к задержке выпуска грузов до 2-3 дней.

В алгоритме диспетчеризации не отражено право выбора таможенного органа регистрации деклараций на товары, декларантами по которым являются уполномоченные экономические операторы (УЭО) и декларанты, отнесенные к низкому уровню риска.

Раньше у компаний с низким уровнем риска (НУР) и УЭО были привилегии в виде выбора, в какой именно таможенный орган подать декларацию. Выбор обычно был в пользу того таможенного поста, куда прибыл груз. Теперь участники ВЭД лишились такого права. Однако представители таможенных органов не исключают возможность возврата права выбора места декларирования.

Сказка о потерянном времени

Как рассказала Юлия Георгиевская, руководитель отдела таможенного оформления EASTEX, основная проблема, с которой столкнулись участники ВЭД – это отказ в регистрации таможенной декларации из-за разницы во времени. Особенно проблема видна в случаях, когда груз приходит, например, в Московский регион, а подача таможенной декларации необходима во Владивостокский ЦЭД.

Госпожа Георгиевская привела пример, когда груз пришел транзитом на станцию Силикатная Московского региона. Доставка была закрыта в 16:00 по московскому времени, подача таможенной декларации произведена в 17:00, направлена в ЦЭД Владивостока, и, соответственно, был получен отказ в регистрации, так как там уже закончился рабочий день. «До диспетчеризации декларация была бы зарегистрирована Московским областным таможенным постом, а так мы потеряли время — ЦЭД Владивостока зарегистрировал декларацию только на следующий день«, — говорит Юлия.

Уже с первых дней диспетчеризация привела к сбоям и задержкам. Например, декларации на акцизные товары теперь идут в Московскую областную таможню, которая никогда на них не специализировалась. Декларации, поданные на товары для Подмосковья, могут попасть на Дальний Восток, где к моменту подачи ДТ рабочий день может быть уже окончен из-за разницы в семь часов.

По словам таможенных представителей, от 5 до 10% деклараций не выпускаются в течение дня, а срок оформления затягивается на двое суток и более. Главная проблема в этой ситуации – это разница в часовых поясах между расположением СВХ и ЦЭДом. Пока происходит оформление в новых условиях, груз остается на складе, а значит импортеры вынуждены нести излишние расходы на его хранение, а также за простой грузового транспорта. В среднем, эти расходы составляют от 10 000 рублей за партию, а таких партий у импортеров может быть от 100 ежемесячно.

Некоторые участники ВЭД жаловались в том числе на потерянные декларации, зависшие где-то между ЦЭДами. Руководитель таможенной службы ГК Аривист Дмитрий Ездаков сообщил о нескольких потерянных декларациях в первые дни после введения диспетчеризации, но, по его же словам, через несколько дней это нормализовалось.

В компании «Оптималог», по словам Комарова, также не были выпущены несколько деклараций, так как алгоритм декларации отправляет в ЦЭДы, которые не имеют компетенций по закону и, как следствие, отказывают в выпуске. Таможенными представителями было направлено обращение в ФТС за разъяснениями.

— В нашем случае потерь деклараций не было, но на первом этапе пришлось более внимательно и детально контролировать процесс таможенного оформления, рассчитывать время прибытия грузов и подачу деклараций, — говорит представительница EASTEX Юлия Георгиевская.

Все таможенные склады в России коммерческие, и стоимость хранения на них существенно отличается. До введения диспетчеризации участники ВЭД выбирали пункт таможенного оформления, исходя в том числе из расходов на хранение. Теперь прогнозировать расходы на таможенную очистку предприниматель не сможет.

Комаров Иван, производственный директор «Оптималог»:

Об автоматической диспетчеризации внутри ЦЭД рынок начал говорить еще в середине 2020 года. Мы, как и многие, понимали, что это неизбежно. Автоматизацию процессов не остановить, но при неожиданном вводе процесса возникло ряд вопросов:

— Почему ФТС заранее не проинформировала участников ВЭД о дате ввода диспетчеризации? Информация на сайте ФТС появилась только через три дня после запуска, разъяснения дали на вебинаре через 1,5 недели.

— Почему проект приказа МинФина «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций», в котором как раз закреплены принципы диспетчеризации и который в конце 2020 года проходил общественные слушания, так и не вступил в законную силу? Нововведения обычно в работе любого государственного органа (в том числе ФТС) публикуются заранее, и все участники предупреждены.

— Почему не введен единый график работы на всех ЦЭДах? Хотя бы для исключения выходных, а то получается пост фактического контроля (ПФК) работает, СВХ грузы принимает, выставляет счета за хранение и простой транспортного средства, а некоторые ЦЭДы не имеют возможности принимать декларации.

Время работы для всех ЦЭД было увеличено до 12 часов и более. К примеру, с 15 февраля Сибирский ЦЭД работает без выходных с 9:00 до 22:00 по красноярскому времени. При наличии обращения компании, ведущей внешнеэкономическую деятельность, оформление товаров может быть проведено и другое время. ЦЭД в Шереметьево осуществляет круглосуточное оформление живых животных и авиазапчастей. Сейчас рассматривается переход на круглосуточный режим работы всех ЦЭДов, чтобы решить проблемы из-за разницы во времени.

Чтобы избежать в будущем подобных сложностей многим участникам ВЭД придется открывать обособленные подразделения.

Как подытожил Иван Комаров: «Это, конечно, все сбои и недочеты переходного этапа, которые всегда встречаются при изменениях. Надеемся, что в ближайшее время ФТС исправит ситуацию, проинформирует участников рынка, и работа нормализуется».

На это надеются все участники внешнеэкономической деятельности, но начать можно просто с конструктивного диалога и предоставления прозрачной и ясной информации бизнес-сообществу.