Распределение компаний по категориям в зависимости от рисков, которые могут быть сопряжены с их внешнеэкономической деятельностью — один из эффективных, с точки зрения Федеральной таможенной службы, инструментов контроля за деятельностью импортеров и экспортеров.

Но для участников ВЭД такое категорирование остается «котом в мешке» и чаще встречает раздражение, нежели поддержку.

Все дело в программеРиск-ориентированный подход при работе с участниками ВЭД таможенная служба развивает с 2004 года, а категорировать всех декларантов начала с 2017 года. В основу категорирования ФТС заложила специальный ресурс – базу электронных досье участников ВЭД (автоматизированная информационная система ведения центрального реестра субъектов внешнеэкономической деятельности – ЦРСВЭД).

В этой базе более 300 тысяч компаний, которые хотя бы один раз с 2013 года подали в таможню декларацию. ФТС видит всю историю внешнеэкономической деятельности организаций: количество деклараций, товарную номенклатуру, таможенную стоимость, географию декларирования и перемещения товарных партий и другое.

Программа автоматически анализирует информацию о перемещенных через границу товарах, значимую информацию от других контролирующих органов (в том числе от Федеральной налоговой службы), а также, как не раз говорили представители ФТС, «другую имеющуюся у таможенных органов информацию». Сопряженность программных продуктов ФТС и ФНС позволяют учитывать не только таможенные, но и налоговые нарушения. Обработав загруженные в систему данные, программа формирует итоговое значение и сортирует участников ВЭД по уровням риска – низкого, среднего, высокого. В категорию среднего уровня риска программа включает компании, которые не попали в две другие группы.
Категоририрование происходит регулярно – до 25 числа последнего месяца каждого квартала. Поэтому категория риска – статус не постоянный:участники ВЭД уже в процессе декларирования товаров могут столкнуться с тем, что привилегии низкой категории им более недоступны.
В процессе таможенного оформления меры по минимизации рисков (осмотр, досмотр и другие) к товарам, декларируемым компаниями высокого уровня риска, применяются часто, к компаниям среднего уровня — в стандартном режиме, а для компаний низкого уровня риска (НУР) эти меры переносятся на этап после выпуска. Также компаниям НУР должны быть чаще доступны автоматическая регистрация и автовыпуск деклараций.

Кот в мешке.

В таможенном ведомстве уверены: категорирование повышает эффективность таможенного контроля и качество взимания таможенных платежей, снижает издержки бизнеса. Так, по данным ФТС, в 2019 году таможенному досмотру подвергался лишь 1% компаний НУР – как минимум в четыре раза реже, чем другие участники ВЭД.
Но, по мнению эксперта по таможенным вопросам Марины Лякишевой, таможенный контроль — как на этапе выпуска, так и после – концентрируется на добросовестных участниках ВЭД: «Более девяноста тысяч компаний среднего бизнеса существуют на рынке. Не нормальна ситуация, когда 9% компаний — в низком уровне, 8% — в высоком, а 83% — в среднем. И годами ничего [в ФТС] не делают, чтобы средний уровень перетекал в низкий». Для сравнения: показатели категорирования участников ВЭД в 2019 году были примерно такими же, как и в нынешнем.

Марина Лякишева
Советник по таможенным вопросам компании Альта-Софт


В 2019 году в рамках постпроверок только в отношении заявленной участниками ВЭД с низким уровнем риска таможенной стоимости таможенные органы доначислили таможенных платежей и наложили штрафов на сумму 503,8 млн рублей (при общем объеме доначислений в отношении низкорисковых компаний около 2,5 млрд рублей), а в 2018-м – 1,4 млрд. руб. К слову, весной 2019 года на одной из встреч с бизнесом первый замглавы ФТС Руслан Давыдов назвал ситуацию, при которой участники ВЭД низкого уровня риска нарушают таможенные правила, изъяном системы категорирования.

Главным же недостатком этой системы многие участники ВЭД называют абсолютную ее закрытость, непрозрачность.

«Никто не знает, какой критерий сколько «весит». На практике всякие [небольшие компании] автовыпускаются, а нормальные постоянно досматриваются. Какая разница, какая система,если непонятно, как она работает?» — говорит Марина Лякишева.

Но ФТС не готова раскрывать методики расчета итоговых значений, так как ей могут воспользоваться недобросовестные участники ВЭД в своих интересах.

Неоднозначная ситуация сохраняется по сей день и с доступом компаний к информации о собственном статусе: она по-прежнему доступна в «Личном кабинете участника ВЭД» лишь тем компаниям, которые подписали таможенную Хартию добросовестных участников ВЭД. Остальные, как сообщили в ФТС, могут узнать интересующие их сведения, направив в ведомство запрос. Правда, пока придет ответ, статус может измениться.

Та же песня на новый лад?

В конце июня вступил в силу приказ Минфина России № 29н, который утвердил порядок категорирования участников ВЭД, его форму, периодичность, а также критерии отнесения компаний к тому или иному уровню риска. Со вступлением в силу этого приказа ведомственные акты ФТС утратили силу, что довольно удачно совпало с проверкой Счетной палаты: аудиторы указали ФТС на нарушение статьи 316 Федерального закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ. По их мнению, регулировать категорирование участников ВЭД с момента вступления в силу этого закона таможенное ведомство полномочий не имело.

Теперь деятельность всех участников ВЭД анализируется по общим правилам – по 31-му критерию за два календарных года, предшествующих месяцу категорирования. Среди критериев – отрицательные и положительные факторы, влияющие на итоговую оценку деятельности компании. Кроме того, приказ ввел шесть блокирующих критериев — при наличии хотя бы одной из таких характеристик декларант не попадет в НУР.

За прошедшие с начала действия приказа Минфина месяцы участники ВЭД не заметили каких-либо изменений в своей работе, связанных с категорированием, и утверждают, что, по сути, в этой системе не изменилось ничего. Но очевидно одно: ФТС от столь удобного и привычного инструмента воздействия на работу участников ВЭД отказываться не намерена.
Текст Диана Листьева