Министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству Эльдар Алишеров на XVIII таможенной конференции Ассоциации европейского бизнеса заявил, что подходы к институту уполномоченного экономического оператора нужно пересматривать, так как институт не развивается. По данным ФТС России, на конец апреля 2024 года в Реестре УЭО всего 162 компании с действующим свидетельством: на фоне общего числа участников ВЭД в стране это ничтожно мало. Что не так с УЭО, «Горизонт Событий» узнал у экспертов рынка.

По мнению Эльдара Алишерова, компаниям, получившим статус УЭО, нужно давать больше льгот и возможностей: «Если мы говорим, что доверяем этому бизнесу, надо доверять во всём. Конечно, необходимо контролировать УЭО и в случае выявления погрешностей в работе их можно исключать из реестра, но оставлять ту регуляторику, которая сейчас есть, нельзя».

Генеральный директор консалтинговой компании Негоциант, доцент кафедры «Логистики и маркетинга» Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВК) Александр Капранов считает, что предложенные ФТС условия непривлекательны для бизнеса, а ФТС «не различает соответствия юридических форм УЭО уровню развития УЭО, при котором этот статус будет соответствовать интересам государства»:

Мне кажется очевидным, что каждое решение в экономике – это цена выбора из критериев: поставляемых товаров и товаров, от которых пришлось отказаться; потраченных денег и потраченных денег «не так»; затраченного времени и упущенного. Экономическую составляющую всех преимуществ от деятельности УЭО можно рассчитать несложными математическими приёмами, уже третий век используемыми экономистами. Сегодня в расчётах вменённых издержек обязательно надо учитывать ограничения внешнеторговой деятельности и угрозы вторичных санкций к партнёрам российских УЭО.

Расчёты, говорит эксперт, показывают, есть ли в льготах, которые таможенная служба предоставляет компаниям со статусом УЭО, экономические преимущества. И, по оценкам большинства опрошенных нами экспертов ВЭД, преимуществ совершенно недостаточно. Среди факторов, отталкивающих компании от вступления в ряды Операторов, – и возможность получить низкий уровень риска в результате категорирования, и немалая сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, необходимая для получения статуса: 

Фактически статус УЭО востребован у крупных посреднических компаний, которые на основании агентского договора оказывают услуги широкому кругу лиц. Либо у крупных компаний, имеющих свои складские площади и использующих специальные упрощения УЭО на своих складах, – считает Марианна Чугаева, управляющий партнёр юридического бюро «Чугаева и Партнёры»

Игорь Бурлов, генеральный директор ООО «АРНЕЙС», дополняет эту мысль:

Сейчас крупные импортёры и так пользуются отсрочками уплаты таможенных платежей. Пускать своё хранение на широкий рынок — это брать риски, а других стоящих «плюшек» нет.

Ещё один важный аспект заключается в том, что институт УЭО не может развиваться в отдельно взятой стране:

— Для международной торговли необходимо как минимум два участника, расположенных в разных странах. То есть у УЭО должны быть как минимум один заинтересованный в его международной деятельности иностранный контрагент, – говорит Александр Капранов. 

В 2022 году в рамках российско-китайского саммита ФТС подписала Протокол с Главным таможенным управлением КНР о взаимном признании статуса УЭО. С декабря 2022 года российско-китайский проект по взаимному признанию статуса, в котором участвуют все китайские УЭО и все российские УЭО третьего типа, действует в РФ в полноформатном режиме, сообщает ФТС. 

В 2023 году был подписан проект соглашения о взаимном признании статуса УЭО с Таможенной администрацией Ирана, но подготовительные мероприятия по запуску проекта всё ещё не завершены. В ноябре 2024 года ФТС подписала соглашение о взаимном признании институтов УЭО с Таджикистаном, ведётся работа и по взаимному признанию статуса УЭО с Индией, Турцией и Узбекистаном. 

Однако льготы, предоставляемые компаниям со статусом УЭО таможенной службой, и есть тот пресловутый камень преткновения: 

Мы столько требований предъявляем к УЭО, в том числе в части их площадок, что это должно отражаться на упрощениях, – сказал директор Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Сергей Владимиров.

В марте этого года на заседании профильной рабочей группы ЕЭК обсудили несколько инициатив: 

  • снизить логистические и складские издержки при перемещении товаров — упрощения, связанные с возможностью хранения товаров УЭО, которые помещены под процедуру таможенного склада на своих площадках;
  • отменить Решение КТС от 18 июня 2010 № 323 (Перечень товаров, по которым не применяются упрощения для УЭО), что позволит УЭО применять предоставляемые операторам упрощения в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке; 
  • изменить Порядок заполнения заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, связанные с указанием идентификационного номера иностранного УЭО. 

Российская таможенная служба обещает, что в рамках Стратегии развития до 2030 года продолжит развивать институт УЭО, но пока льготы и преимущества не станут действительно существенными, все предложения ФТС так и останутся мало привлекательными для бизнеса, а усилия – напрасными.

Текст: Галина Рожко