Андрей Возмилов, генеральный директор «Таможенной карты», детально рассказал «Горизонту событий» про то, как завершается 2021 год для участников внешнеэкономической деятельности и как они чувствуют себя в новых бизнес-условиях.

Фото предоставлено пресс-службой «Таможенной карты»

— Здравствуйте, Андрей! 2020 год был стрессовым для всего бизнеса. Как бы вы оценили 2021 год для участников ВЭД? Как изменился импорт за этот год в сравнении с допандемийным периодом?

— Прошлый год стал для бизнеса годом потрясений. В период пандемии во внешнеэкономической деятельности российских компаний одномоментно нарушились все логистические цепочки — остановился морской, железнодорожный и авиационный транспорт. Прошла волна закрытия производств, которая началась с Китая, а затем добралась до Европы и Америки. В текущем году, учитывая сохраняющиеся ограничения и усложнившиеся условия работы, ситуация остается непростой и продолжает оказывать влияние на российский бизнес. Основные проблемы связаны с логистикой. В следующем году эти факторы продолжат влиять на ситуацию с внешнеэкономической деятельностью, но мы рассчитываем, что постепенно последствия пандемии будут нивелированы.

Ситуация в Российской Федерации с точки зрения внешнеэкономической торговли в 2021 году стабилизировалась.

Оборот таможенных сборов за 10 месяцев, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС РФ), вырос на 49% к 2020 году. Если сравнивать их с 2019 годом, то и тут увидим 17%-й рост, что свидетельствует о том, что торговля не только восстановилась, но и прирастает. За 10 месяцев импорт прирос на 30%, его обороты вернулись к значениям 2020 года. Экспортная составляющая в 2021 году также ведет себя позитивно: рост к 2020 году составляет 99%, основной акцент принадлежит, конечно, нефтегазовому сектору.

Если говорить про структуру торговли, то основным драйвером импорта остаются сегменты машин и оборудования. Физический рост автомобилей в РФ вырос практически вдвое за 10 месяцев (в 1,7 раза). В товарной структуре импорта отмечаем рост физического объема химической промышленности (+5,5%) и продовольственных товаров (+5,1%). В структуре экспорта — рос экспорт металлов и изделий (+16,1%), химической промышленности (+7,0%), продовольственных товаров (+2,8%).

— Какие обороты показывает система «Таможенная карта» за 2021 год?

— Фактический объем оборотов составил 730 млрд руб. (+11% от плана). При этом рост оборотов по сравнению с 10 месяцами 2020 года составил 24%.

Доля «Таможенной карты» в общем объеме таможенных сборов за 10 месяцев 2021 года составляет 13,3% (14,6% за 10 мес. 2020г.). Снижение доли «Таможенной карты» в общем объеме сборов ФТС РФ связано с резким ростом перечислений от экспорта.

Наблюдается рост таможенных платежей во всех отраслях экономики. Например, доля отраслей «Автомобили и компоненты» и «Электроника, электротовары» в портфеле ТК составила 52%. Также мы отмечаем, что автомобильная отрасль по итогам 10 месяцев 2021 года показала рост на 51% по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Отрасль «Электроника, электротовары» показала рост на +26%, чему способствует высокий спрос и прогноз роста цен на товары этих сегментов в долгосрочной перспективе. Отрасли продовольственных и непродовольственных товаров выросли на 21%.

 Какой процент экспортеров в вашей системе? Кому, на ваш взгляд, сложнее – импортерам или экспортерам?

— Исторически «Таможенная карта» работала с импортерами, но среди клиентов компании есть и экспортеры. Если говорить об операционной системе тамо – в ноябре 2021 года мы запустили направление импорта, а запуск сервисов для экспортеров планируем в начале 2022 года.

Кому сложнее – импортерам или экспортерам? Однозначного ответа на этот вопрос нет, поскольку в каждом из направлений есть определенная специфика. Экспорт, например, субсидируют, есть программы государственной поддержки, у экспортеров есть возможность участвовать в международных выставках. Не все экспортеры платят таможенные пошлины, но при этом они так же, как импортеры, сталкиваются со сложностями при трансграничном перемещении грузов. Что касается импортеров: они не получают субсидий и должны платить пошлины, им зачастую корректируют таможенную стоимость на границе.

С точки зрения процедур декларирования условия и у импортеров, и у экспортеров одинаковые.

— Что показывает индекс внешнеэкономической активности в этом году? Как изменились объемы ВЭД у участников? Когда можно ожидать восстановление объемов?

— Согласно результатам совместного исследования аналитического центра НАФИ и «Таможенной карты» отмечается, что при осуществлении внешнеэкономической деятельностинаибольшие трудности и неудобства у представителей МСП вызывают организационные моменты, связанные с логистикой и перевозками (16%), таможенные услуги (14%), отчетность и декларирование (9%).

Финансовая поддержка остается одной из самых востребованных мер при ведении ВЭД (12%). Кроме того, представители МСП считают, что упростить ведение ВЭД в их организациях могли бы модернизация документооборота (11%), консультационная поддержка и доступность справочной информации (8%).

Таким образом, оптимизация и цифровизация таможенных процедур требует от участников внешнеэкономической деятельности изменения внутренних бизнес-процессов и использования современных инструментов и технологий для повышения эффективности бизнеса.

 Цифровизация, наверняка, подтолкнула участников ВЭД к работе с вами и отказе от физических терминалов – насколько заметен был прирост в этом году по сравнению с 2020?

— Многие наши сервисы – это хороший инструмент для малого и среднего бизнеса. Мы считаем, что использование терминалов уже в прошлом. Цифровая инфраструктура ФТС РФ уже сегодня позволяет подавать весь необходимый пакет документов удаленно. Мы в целом хотим способствовать продвижению ВЭД в России, готовы объяснять нашим предпринимателям, что ВЭД – это не сложно, дать им не только цифровые решения, но и обучая способствовать повышению их компетентности для выхода на международные рынки.

Сегодня даже крупные компании заинтересованы в обучении по ВЭД, либо готовы отдавать многие процессы, связанные с таможней и ВЭД на аутсорсинг.

В перспективе мы хотим построить универсальный сервис для клиентов, что-то наподобие «МФЦ» для участников ВЭД. Ведь здесь по-прежнему актуальная проблематика, есть много незакрытых вопросов. А с учетом того, что сегодня все движется в область цифровизации, мы уже ориентируемся на более глобальный процесс.

Количество клиентов, которые используют в работе платежную карту, перешагнуло отметку в 5100. По нашим оценкам, 85% из них это представители малого и среднего бизнеса. Прошлый год был для бизнеса непростым, мы фиксировали отток компаний, которые, видимо, не смогли решить вопрос восстановления логистических цепочек, перешли в рублевую зону и не вернулись на рынок ВЭД. В 2021 году на базе ТК мы видим достаточно серьезный приток клиентов МСБ, которые выходят на рынок впервые.

— Какие сложности вы видите сейчас у участников ВЭД? С чем связаны основные запросы учвэдов?

— В последние годы введены дополнительные требования. В частности, на поставку продовольственной продукции, на импорт и экспорт товаров медицинского назначения. Грузы идут намного дольше, например, из-за дополнительных требований по санитарной обработке транспортных средств. В целом с точки зрения логистики очень серьезная проблема с контейнерами — по-прежнему основная их часть физически находится в Северной Америке, поэтому контейнерные перевозки выросли больше чем в три раза. По-прежнему есть проблема с авиаперевозками. Те транспортные суда, которые есть в ЕАЭС, в Евразии, полностью задействованы. Для участников внешнеэкономической деятельности это чревато срывом сроков поставки, штрафными санкциями за несоблюдение условий контрактов.

Кроме того, введены требования по обязательной маркировке товаров. Это безусловно положительная мера, маркировка является гарантией подлинности происхождения товара. Но ее нанесение вызывает сложности у предпринимателей. Эти изменения позволили получить доступ к качественному сертифицированному товару, избежать подделок, избавиться от контрафакта, пресечь контрабанду и серый импорт. Бюджет получил дополнительные средства за счет легализации ввоза товаров, подлежащих маркировке.

Но в процессе всех этих изменений мы отмечаем технологическую и функциональную неготовность бизнес-среды. Процесс доставки товаров и оформления документов стал требовать специальных знаний, наличия современного интерфейса для того, чтобы подключиться к сервису и воспользоваться возможностями электронного оформления, обмениваться документами с органами ФТС РФ.

 Что ждать и к чему готовиться участника ВЭД в следующем году?

— В первую очередь вектор развития рынка ВЭД задает Федеральная таможенная служба. Применение передовых технологий в сфере ВЭД — особо актуальный тренд как для таможенной службы, так и для участника ВЭД. В 2022 году этот тренд будет диктовать правила игры на рынке.

Обоюдное применение достижений цифровых технологий позволяет, как участникам ВЭД, так и государственным органам, снизить риски появления убытков, уменьшить время проведения таможенного контроля, а также увеличить прозрачность реализации товаров на рынке. Поэтому актуальным вопросом является разработка цифровых технологий государственными органами, которые будут удовлетворять участников ВЭД. Также предложение инициатив, касающихся внедрения цифровых технологий, от самих участников ВЭД должны всегда учитываться при разработке проектов. Тем не менее, стоит отметить, что любые информационные сервисы будут взаимодействовать с государственными органами и это правильно: это позволит вывести конкуренцию на честный уровень и уйти от серых оптимизационных схем. Корректировка бизнес-процессов, совершенствование схем импорта/экспорта продукции с учетов развития цифровых технологий должно стать приоритетным направлением деятельности участников ВЭД.