Товарооборот России с Объединёнными Арабскими Эмиратами растёт год за годом.  Россия поставляет из ОАЭ различное оборудование и машины (в том числе транспортные средства), продукцию химической промышленности, металлы (в том числе драгоценные), а также продовольствие, сельскохозяйственное сырьё, текстиль и обувь. На встрече с главой ОАЭ Мухаммедом бен Заид Аль Нахайяном президент РФ Владимир Путин сказал, что торговые отношения двух стран «развиваются очень успешно»:

«В прошлом году рост товарооборота составил, до кризиса на Украине ещё, 65%, а в этом году, несмотря на все сложности, всё-таки рост продолжается, – не такой большой, как в прошлом году, но тем не менее – 17%«, — сказал российский президент.

О том, как складываются отношения российских участников ВЭД с Эмиратами, «Горизонт событий» поговорил с логистами Санкт-Петербурга.

Суда идут, самолёты летят

По данным логистических компаний, доставить товары из ОАЭ в РФ сейчас можно морем, причём как генеральные, так и сборные грузы, и авиалиниями. Помимо крупнейшего морского контейнерного порта Западной Азии Джебель-Али, расположенного в Дубаи, в Эмиратах функционирует более десяти коммерческих портов.

«ОАЭ – одно из востребованных направлений, — говорит руководитель компании TraLoSol Юлия Кубарева, — и мы продолжаем активно работать с этой страной. Это как экспортные перевозки в Европу по ж/д или морем, так и импортные. По импорту мы работаем в связке с китайскими коллегами и линиями напрямую. Есть и такой формат, как экспорт через склады консолидации – это новый формат дистрибуции в Азию».

Морское судно до российских портов (в Новороссийск, Санкт-Петербург и другие портовые города) идёт от 30 до 60 дней. Срок доставки зависит от морской линии, осуществляющей перевозку, и числа промежуточных портов на маршруте. Авиадоставка из Дубаи, Абу-Даби и других городов ОАЭ занимает обычно до пяти дней. Разумеется, предлагают логистические компании и мультимодальные маршруты с комбинацией различных видов транспорта.

Не только импорт

В связи с тем, что из-за геополитической ситуации остро встал вопрос транзита грузов, ОАЭ предоставили российским контрагентам и такую возможность. По информации логистов, последнее время востребован транзит грузов не только через Турцию, но и через ОАЭ: обе страны предлагают интересные условия работы и привлекательные варианты сотрудничества. Одна из рабочих схем – экспорт европейских товаров в транзитную страну с размещением на таможенном складе и перепродажей российскому покупателю. Здесь возможны два варианта: как без оформления импорта в стране транзита, так и с таможенным оформлением и дальнейшим экспортом.

По мнению представителя таможенно-логистической компании Vector, ОАЭ, с одной стороны, давно является для российских поставщиков одной из точек транзита, однако, с точки зрения географии, её расположение не позволяет организовывать «адекватные перемещения».

«ОАЭ – это, скорее, финансовый транзит – создание документальных каналов поступления и подтверждения средств. В этом смысле Эмираты всегда были точкой притяжения из-за их подхода к налогообложению и специфической налоговой политики и огромное количество сделок финансово и документально давно проходило через ОАЭ», — говорит эксперт компании Vector.

Поэтому, с точки зрения транзита, российские участники ВЭД и профессиональные игроки рынка предпочитают работать с Турцией, Сербией, Беларусью. Эмираты же всё более интересны для России в качестве прямых партнёров и поставщиков, в том числе товаров, разрешённых к параллельному импорту.

Рынок ОАЭ как шанс сохранить бизнес

Как рассказал «Известиям» бизнес-посол «Деловой России» в ОАЭ Максим Загорнов, с конца февраля по конец сентября 2022 года около семи сотен российских компаний зарегистрировали второе юридическое лицо в ОАЭ. Это в пять-семь раз больше, чем в 2021 году. По словам Загорнова, присутствие на рынке ОАЭ сегодня — это не просто дополнительный путь развития, а возможность в принципе сохранить свой бизнес. 

Но этим возможности сотрудничества не ограничиваются: в ноябре этого года совместная рабочая группа рассмотрит вопрос о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и ОАЭ. Кроме того, Минфин РФ начал подготовку списка «дружественных стран» для пересмотра соглашений об уходе от двойного налогообложения – в частности, планируется начать переговоры об этом с ОАЭ.

Вместе с тем, с 1 марта 2023 года решением Кабинета министров ОАЭ от 02 сентября 2022 года в стране меняются критерии налогового резидентства, и зарегистрированные в стране филиалы иностранных компаний не будут считаться налоговыми резидентами ОАЭ. Это, полагают эксперты, может усложнить российским компаниям работу с партнёрами из США и Евросоюза.

Текст Галина Рожко