Грузоперевозки играют ключевую роль в современной экономике, отвечая за доставку товаров от производителей к конечным потребителям. В условиях глобализации и растущей электронной коммерции на эффективных логистических цепочках держится любой успешный бизнес.

Кирилл Багыллы, руководитель сервиса моделирования грузового пространства Garpix Load System, рассказал о грузоперевозках, а также об основных проблемах, с которыми сталкиваются компании в этой сфере.
Основные типы перевозок
Грузоперевозки можно разделить на несколько основных типов: автомобильные, железнодорожные, морские и авиационные. Каждый имеет свои особенности и подходит для определенных типов бизнеса.
Автомобильные перевозки — самый гибкий и универсальный тип. Они идеально подходят для доставок «до двери», более коротких дистанций. Особенно — для ритейла, электронной коммерции и продуктов питания.
Железнодорожные перевозки отлично подходят для транспортировки крупных объемов товаров на дальние расстояния, особенно в пределах одного континента. Идеальны для таких отраслей, как промышленность, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых.
Морские перевозки — для международных и межконтинентальных доставок. Особенно, когда речь идет о больших и тяжелых грузах. Это экономически выгодный способ для бизнеса, работающего на мировых рынках, хотя и самый медленный.
Авиационные перевозки — выбор для товаров, которые нужно доставить как можно быстрее, или для дорогостоящих позиций, таких как электроника и фармацевтика. Этот вид транспорта подходит компаниям, которые ценят высокую скорость доставки и готовы за это заплатить больше.
Основные проблемы
Несмотря на важность и разнообразие грузоперевозок, в этой сфере существует множество мин, на которые может наступить бизнес. Рассмотрим основные из них.
1. Соблюдение нормативных актов
Одна из значительных трудностей — соблюдение нормативных актов и таможенных правил. Нарушения могут привести к штрафам и задержкам. По данным Федеральной таможенной службы России, в 2023 году было зафиксировано более 10 000 случаев задержек грузов на границе из-за несоответствия документам, что привело к убыткам около 1,5 миллиардов рублей.
Важно обучать сотрудников правильному оформлению документов и актуальным требованиям таможенных правил. Внедрение электронных товарно-транспортных накладных также может значительно упростить процесс и снизить вероятность ошибок. Такой подход позволит избежать ситуаций, когда недостающие данные или неверные указания приводят к задержкам и дополнительным расходам.
2. Задержки в процессе доставки
Задержки могут возникать от погодных условий и проблем на границе до забастовок работников. Согласно исследованиям, 30% грузоперевозчиков в России сталкиваются с простоями из-за подобных казусов.
На российско-китайской границе, например, фуры могут стоять неделями из-за неполадок системы электронной очереди. В начале сентября 2024 года заторы на крупнейших погранпереходах «Забайкальск» и «Благовещенск — Хэйхэ» увеличили средний срок ожидания в два раза.
Однако чаще всего сроки доставки срываются по другим причинам: неправильная загрузка, сбои в маршруте или технические неисправности. Например, когда перевозчик не предоставляет машину в срок, что также приводит к задержкам. Если груз должен был быть отгружен в 15:00, а машина приезжает только в 17:00, это создает дополнительные сложности и финансовые потери.
Или, например, произошла ошибка в расчете объема товара. В документах были указаны неправильные габариты груза, и вместо необходимой машины большего объема приехала «Газель», которая не смогла вместить его весь.
В таких ситуациях приходится либо делить груз на две части, что увеличивает транспортные расходы, либо ждать, пока удастся заменить машину. Если у менеджера есть программное обеспечение для моделирования загрузки, подобные ошибки можно предотвратить.
Человеческий фактор нередко становится причиной, по которым задерживаются доставки. Был случай, когда товар отправляли за границу, но сотрудники допустили ошибку в адресе доставки — вместо 112 был указан дом номер 12. Водитель не смог выполнить доставку в установленное время, что вызвало дополнительные расходы и недовольство клиента.
Чтобы избежать подобного опыта, лучше автоматизировать процесс формирования документов, расчета объема и планирования загрузки. Использование ПО существенно снижает риск ошибок из-за человеческого фактора.
3. Повреждение груза
Повреждение груза — это еще одна распространенная проблема в сфере грузоперевозок. По статистике, около 5% всех грузов, перевозимых по России, повреждаются в процессе транспортировки. Что приводит к убыткам в размере 2-3 миллиардов рублей ежегодно. Исследования показывают, что неправильная укладка грузов является причиной 60% всех повреждений.
Расскажу пример из моей практики: однажды сотрудник крупного ритейлера неправильно собрал паллету. В результате тяжелые бутылки с водой были положены на мягкие упаковки с печеньем и шоколадом. Во время транспортировки груз накренился, и коробки помялись, что привело к возврату почти половины товара. Магазин просто не принял поврежденный груз. А это дополнительные финансовые потери для поставщика.
Неправильное распределение груза внутри транспортного средства может привести к более серьезным последствиям. Так при маневрах на дороге незакрепленный тяжелый груз может съехать и накренить или даже опрокинуть фуру. Такие инциденты вызывают не только ошибки в укладке, но проблемы с дорожным покрытием и погодой.
В морских перевозках ситуация еще более сложная. Неправильное распределение контейнеров может привести к критическим последствиям, включая сильный крен и крушение судна в условиях шторма. Для предотвращения подобных ситуаций на судах используются специальные программы, которые рассчитывают нагрузки и помогают оптимально распределять товар.
Чтобы минимизировать риски повреждения груза, необходимо внедрять современные технологии, программное обеспечение для моделирования укладки. Это позволит более точно планировать размещение товаров на паллетах и в транспортных средствах, снижая вероятность ошибок и, как следствие, убытков. В конечном итоге, правильное распределение грузов — это вопрос не только эффективности, но и безопасности.
4. Ошибки логистики
Проблемы с выбором оптимального пути и способа транспортировки могут привести к значительным затратам. По данным, ошибки в выборе маршрута могут увеличить затраты на логистику на 10-20%. Человеческий фактор остается важным, поскольку многие решения требуют оперативного реагирования на нестандартные ситуации. Более 40% логистических компаний признают, что недостаточная автоматизация процессов приводит к ошибкам в планировании и исполнении грузоперевозок.
Износ транспортной инфраструктуры, включая дороги и погрузочные терминалы, снижает общую эффективность логистических операций. В этом контексте РОС «Автодор» предпринимает меры по улучшению ситуации, вводя обязательный проезд через контрольные терминалы для большегрузных автомобилей. Это позволяет контролировать перегрузку, которая негативно влияет на состояние дорог. С введением системы «Платон» компании, перегружающие свои машины, сталкиваются со штрафами от 100 до 500 тысяч рублей.
Помимо инфраструктурных проблем, существует также вопрос координации между участниками логистической цепи. Часто недостаток информации или плохая коммуникация могут привести к ошибкам в доставке. Низкая квалификация работников и неэффективное управление персоналом также остаются значительными недостатками. Плохо подготовленные сотрудники могут неправильно распределять рабочее время и неэффективно выполнять задачи, что в итоге приводит к задержкам и дополнительным расходам.
Современные технологии, включая программное обеспечение для маршрутизации, могут значительно улучшить планирование и оптимизацию маршрутов. Однако, несмотря на использование новых технологий, логистика в России сталкивается с внешними вызовами — геополитическая ситуация и санкции. Это заставляет компании искать альтернативные маршруты и поставщиков. Постоянный рост цен на топливо и техническое обслуживание также увеличивает общие расходы на логистику, несмотря на усилия по оптимизации процессов.
5. Дефицит кадров и рост издержек
Недостаток квалифицированных кадров, особенно водителей, становится серьезной проблемой для отрасли. Например, нехватка водителей-дальнобойщиков привела к росту цен на автоперевозки на 27,9% к началу 2024 года. Средний возраст водителей составляет 45–55 лет, что также вызывает беспокойство.
Одна из причин дефицита кадров — снижение престижа профессии водителя. Молодежь не стремится выбирать эту специальность, предпочитая более высокооплачиваемые и менее трудоемкие профессии. Чтобы привлечь новых специалистов, необходимо повышать статус профессии на уровне государства и образовательных учреждений.
Кроме того, многие водители работают в «серой зоне», без полноценного трудоустройства, что снижает их социальную защиту и привлекательность профессии. Условия труда также оставляют желать лучшего: длительные рейсы и физические нагрузки делают эту работу изнурительной.
Решением проблемы может стать создание внутренних академий для подготовки квалифицированных кадров. Например, некоторые компании уже практикуют набор студентов на стажировки, обучая их необходимым навыкам еще до окончания учебы. Такой подход позволяет не только подготовить специалистов, но и сформировать лояльность к компании.
Соблюдение нормативных актов, задержки, повреждение груза, дефицит кадров — это все еще слабые места логистики. Но компании уже научились успешно справляться с этими вызовами, внедряя современные технологии и оптимизируя процессы.
Опыт показывает, что ключ к успеху заключается в проактивном подходе к решению проблем, постоянном обучении и адаптации к изменениям на рынке.