Декабрь — пик сезона для мирового рынка грузоперевозок, когда большинство клиентов стремятся получить свои товары до Нового года. На автомобильных пунктах пропуска на границе с Китаем продолжают расти очереди из фур, прямые контейнерные поезда все также стоят в ожидании отправки, а терминалы Владивостока — стабильно перегружены.

Мы поговорили с экспертами, чтобы понять, насколько увеличивающийся грузопоток товаров из Юго-Восточной Азии усугубил и без того сложную ситуацию, когда обстановка нормализуется и можно ли еще доставить грузы до Нового года.

Ситуация на автомобильных пунктах пропуска

Причина образования пробок из фур заключается в применяемой схеме работы автомобильных пропускных пунктов. Китайские грузоотправители привозят груз в Манчжурию и выгружают его на склад. После этого российские грузоперевозки должны заехать в Китай, забрать товар со склада, и уехать в Россию. Сейчас количество грузов, привезенных на склады в Манчжурии, больше, чем может обработать этот пропускной пункт. При возможности прохода в 360 машин в сутки, сейчас туда приезжают в среднем 1000 машин. Таким образом, с российской стороны образуются очереди в обе стороны. Стоимость перевозки в районе 18 тыс. долларов за машину с учетом трех недель стояний на границе. Сейчас уже сложно найти перевозчика готового туда поехать: водители отказываются от поездок, так как не хотят месяц жить в степи у пункта пропуска, рассказывает Станислав Тобин, руководитель службы логистики ГК «Аривист».

«Ситуация на Забайкальском пункте пропуска остается стабильно тяжелой. Сейчас мы стараемся даже не предлагать этот маршрут клиентам, поскольку есть большая вероятность, что груз может просто остаться на складе в Маньчжурии на неопределенный срок, и потребуется множество усилий и дополнительных расходов для его отправки другим видом транспорта ― в составе контейнерного поезда или морем через Дальний Восток. Причина таких колоссальных задержек заключается в действиях китайских властей, устанавливающих лимит на количество проходящего через границу грузового транспорта, а в некоторых случаях и полный запрет проезда, который время от времени вводится на ряде погранпереходов», — Антон Плотников, специалист по закупке транспортных услуг логистической компании «ДАКСЕР».

Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России, согласен с коллегами, что причина возникновения такой ситуации кроется в ограниченной пропускной способности КПП и высоком спросе на доставку автотранспортом, которая является более быстрой альтернативой морским и железнодорожным отправкам.

Читайте другие материалы про приключения логистов в Китае:

Олег Безроднов: «Объективных причин для роста фрахта – нет»

Ставки на фрахт

Ставки выше: фрахт продолжает расти

Альянсы морских контейнерных перевозчиков

Рекордный фрахт

Морской фрахт штормит

Ситуация на морском направлении

На протяжении последних месяцев терминальные комплексы во Владивостоке переполнены, суда стоят неделями в ожидании разгрузки, не хватает железнодорожных платформ, чтоб вывозить контейнеры, рассказывает Станислав Тобин.

Основная причина Дальневосточного коллапса связана с тем, что по сравнению с 2020 годом объем грузопотока на Владивосток увеличился на 40-50%. Стоимость фрахта из базовых портов Китая до Владивостока составляет в районе 9 тыс. долларов за FEU, стоимость ж/д перевозки из Владивостока в Москву — 250-270 тыс. руб. Таким образом, общая стоимость перевозки контейнера до Москвы равна 13 тыс. долларов. Это дешевле, чем везти грузы через Европу на Санкт-Петербург, где ставка сейчас в районе 14,5-15 тыс. долларов. По прямому морскому направлению задержек почти нет, но из-за высокой ставки оно не пользуется спросом, — Станислав Тобин, руководитель службы логистики ГК Аривист.

Как отмечает Антон Плотников, транзитные сроки прямой морской перевозки из стран Юго-Восточной Азии до порта Санкт-Петербург в настоящее время могут быть даже меньше, чем через российский Дальний Восток до склада грузополучателя в Москве или Санкт-Петербурге ― в среднем 60 дней против 70-80. По целому ряду портов отправления в ЮВА, расположенных в Таиланде, Индонезии, Вьетнаме, лучше сразу ориентироваться на прямую морскую транспортировку через Санкт-Петербург, так как транзитные сроки при отправке через Дальний Восток могут превысить 3-4 месяца.

Ситуация на железнодорожном направлении

По расписанию состав прямых ускоренных контейнерных поездов из Китая в Москву идет 25-30 дней, но с учетом всех задержек транзитное время может доходить до 2 месяцев. Стоимость данного вида перевозки составляет до 13 тыс. долларов.

Ставки на перевозку из основных портов Китая через российский Дальний Восток или порт Санкт-Петербург в Москву бывают зачастую даже выше тарифов на прямые железнодорожные отправки, однако последние сильно выигрывают в транзитных сроках. Стоимость морского фрахта, даже несмотря на высокий уровень, может быть пересмотрена морскими линиями в большую сторону за счет введения сезонных надбавок (Peak Season Surcharge или Winter Surcharge). В то же время более востребованные по своим срокам прямые железнодорожные перевозки также растут в цене: с начала декабря 2021 года уровень ставок в среднем увеличился на 1,3 тыс. долларов по отношению к сегодняшнему дню, и ожидается их дальнейшее повышение во второй половине декабря и в январе 2022-го, — Антон Плотников, специалист по закупке транспортных услуг логистической компании «ДАКСЕР».

30 ноября 2021 года китайская сторона объявила о том, российско-китайские погранпереходы Гродеково — Суйфэньхэ и Забайкальск — Маньчжурия, а также китайско-монгольский погранпереход Замын-Ууд—Эрлянь, прекращают прием всех грузов, кроме контейнерных.

Прогнозы
В данной ситуации прогнозы — неблагодарное сейчас дело, считает Станислав Тобин. Однако, по его словам, эксперты надеются, что после китайского нового года, рынок грузоперевозок начнет стабилизироваться. Ажиотаж, вызванный увеличением грузопотока, спадет. Грузы, не отправленные до китайского нового года (до февраля), будут доставлены и терминалы освободятся от большей части контейнеров. Пока спрос превышает предложение, поводов для падения ставки нет. Как только большая часть спроса будет удовлетворена, ставки пойдут вниз.

Антон Плотников считает, что текущую ситуацию можно охарактеризовать как стабильно сложную: нет реального понимания, когда ставки на перевозки начнут снижаться, а транзитные сроки сокращаться. При планировании доставки товара стоит учесть, что заказывать отправку следует минимум за три-четыре недели. Вероятно, ожидать постепенного улучшения ситуации нужно по окончании государственных праздников в КНР и Олимпиады в Пекине.

Как доставить груз до Нового года?

Все зависит от объема груза и реальной необходимости доставить его в обозначенный срок. Если речь идет о небольших товарных партиях неопасного генерального груза, возможно успеть доставить его в сборном контейнере по железной дороге, либо авиатранспортом. Целые контейнеры можно попробовать доставить в Москву только ограниченным количеством прямых контейнерных поездов, места на которых к началу декабря уже практически закончились. Стоит при этом учитывать, что ситуация на погранпереходах с Китаем и на принимающих железнодорожных терминалах в Московском регионе может измениться в худшую сторону и привести к значительным задержкам груза, — Антон Плотников, специалист по закупке транспортных услуг логистической компании «ДАКСЕР».

По мнению Станислава Тобина, сейчас в большинстве случаев быструю доставку из Китая может обеспечить только авиаперевозка. Груз привезут в течение четырех дней, а стоимость такой транспортировки составляет от 5 до 6,5 долларов за килограмм. Однако такая грузоперевозка будет нецелесообразна для габаритных и тяжелых товаров. Также стоит следить за ситуацией на маршруте прямых ускоренных поездов.