28 сентября состоялось 21-е заседание рабочей группы по совершенствованию таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе, которое проводил Министр ЕЭК по таможенному сотрудничеству С.В. Шкляев.
Рабочая группа на более высоком уровне обсуждает вопросы, по которым ранее на экспертных обсуждениях не достигнуто согласие всех сторон. От российской стороны в режиме ВКС приняли участие Руководитель департамента Минфина Н.А. Золкин, заместитель Руководителя ФТС России Т.А. Меркушова.
Соблюдение запретов и ограничений (внесение изменений в статью 7 Таможенного кодекса)
ФТС России предложено внести изменения в ТК Союза в части определения дня, на который должны быть действительны документы, подтверждающие соблюдения мер нетарифного регулирования, технического регулирования и экспортного контроля. Акцент сделан, прежде всего, на действительности документов не только на день подачи ДТ для помещения товаров под таможенную процедуру, но и на момент пересечения границы, отдельно подчеркнута актуальность для вывозимых товаров. Представителями Республики Армения и Кыргызкой Республики отмечено, что данный вопрос не относится к сфере таможенного регулирования, а должен быть урегулирован в иных отраслях законодательства. Департамент таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК полагает, что вопрос, касающийся даты, на которую должны быть действительны документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, не предмет таможенного регулирования, и должен быть урегулирован в актах, которыми вводятся такие запреты и ограничения и устанавливается порядок их подтверждения.
По результатам дискуссии стороны согласны с тем, что данный вопрос должен быть урегулирован, С.В. Шкляевым дано поручение о дополнительной о проработке на экспертной группе, в том числе определение возможности урегулирования на уровне корректировки действующих Решений Совета Евразийской экономической комиссии либо подготовки новых.
Внесение изменений в статью 102 Таможенного кодекса с целью однозначного понимания допустимости проведения маркировки товаров на складах временного хранения
По итогам рассмотрения вопроса на заседании Консультативного комитета по таможенному регулированию экспертной группе было поручено проработать необходимость внесения изменений в статью 102 Таможенного кодекса с целью однозначного понимания возможности осуществления маркировки в местах временного хранения. Представители Российской Федерации настаивают на том, что в Кодексе должно быть прямое указание на то, что в местах временного хранения может осуществляться маркировка товаров. Представители Республики Беларусь подтверждают, что в Республике Беларусь на определённых СВХ допускается совершать операции по маркировке товаров, но не поддерживают включение такой операции в Таможенный кодекс. Министр ЕЭК С.В. Шкляев придерживается мнения, что маркировка входит в «иные операции», осуществляемые на СВХ, но может регулироваться на уровне национального законодательства, определяющего ограничения (не для всех СВХ). Республика Беларусь информировала о практике, когда маркировка на СВХ не допускается в случае отсутствия на СВХ подразделения таможенного органа. ФТС России (Меркушова Т.А.) высказывалась против маркировки на СВХ, мотивируя доводом о предполагаемой затарке СВХ в случае проведения операций по маркировке, что повлечет за собой нарушение сроков совершения таможенных операций таможенными органами.
В целом, консенсус пока не найден.
Задержание временно ввезенных транспортных средств международной перевозки
ГТК Республики Беларусь предложено дополнить Таможенный кодекс Евразийского союза нормами, позволяющими задерживать транспортные средства международной перевозки (ТСМП), поскольку распространена практика «бросания» грузовых автотранспортных средств в случае наступления обстоятельств, когда их обратный вывоз становится не рентабельным.
В ходе обсуждения представителями всех государств — членов Союза была отмечена актуальность проблемы и концептуально поддержано предложение Республики Беларусь, но только в отношении автомобильных транспортных средств.
По итогам дискуссии Министром ЕЭК поручено на экспертной группе выработать приемлемую редакцию.
Об исполнении решений, принятых на 19-ом и 20-ом заседаниях рабочей группы
— возврат таможенных пошлин, налогов при реэкспорте условно выпущенных товаров. Министром ЕЭК отмечено, что вопрос связан с условным выпуском товаров, не подразумевающим пользование условно выпущенными товарами и может касаться исключительно мер технического регулирования, но никак не мер нетарифного регулирования. На экспертной группе будет доработана редакция изменений в Кодекс Союза, также отмечена необходимость соответствующей корректировки 130-го Решения Совета Евразийской экономической комиссии;
— передача временно ввезенных автомобильных транспортных средств международной перевозки иным лицам для завершения и (или) начала международной перевозки (статьи 275, 279 Кодекса Союза). Республика Казахстан выступает против возможности смены перевозчика в отсутствие необходимости подачи новым перевозчиком декларации, поскольку по мнению стороны возникнут проблемы с привлечением к ответственности нового перевозчика в случае нарушения им требований Кодекса Союза. Тем не менее, по итогам обсуждения, с учетом фактического согласия всех других стран, Казахстан представит дополнительно свою «страновую» позицию.
— модернизация института предварительного информирования. Основные дискуссии сосредоточены относительно выработки общих подходов к вопросу обязательного представления ПИ в форме электронного документа (заверяется ЭЦП), а не информации в электронном виде (как сейчас). Решение вопроса увязывается с готовностью ЕЭК обеспечить признание ЭЦП, выданных в одном государстве Союза, в пункте пропуска на территории другого государства Союза. Министром ЕЭК констатировано, что работа проводится, но фактическая готовность пока отсутствует. Следует также отметить, что вопрос взаимного признания электронной цифровой подписи (ЭЦП) в отношениях между государствами-членами предположительно будет урегулирован в 2027 году, а планом мероприятий по реализации Декларации 2030/2045 предусмотрен переход на «электронный» транзит и внесение соответствующих изменений в ТК ЕАЭС к 2030 году. Вторым дискуссионным вопросом является целесообразность подачи ПИ в отношении убывающих товаров, о чем настаивает Республика Беларусь, но консенсус между всеми государствами — членами Союза не найден. Обсуждение будет продолжено на экспертной группе;
— нахождение водных судов при подаче таможенной декларации. В целом, всеми сторонами поддержано предложение Республики Беларусь о дополнении Таможенного кодекса нормой о том, что морские суда, суда смешанного (река-море) плавания и товары, перемещаемые с их использованием, если государство-член не имеет выхода к морю, при подаче таможенной декларации могут не находиться на территории государства-члена, таможенному органу которого подается таможенная декларация;
— определение на уровне Комиссии порядка признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита. Российской Федерацией предложено наделить ЕЭК компетенцией по определению порядка признания таможенным органом факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.
Данное предложение Российской Федерации в целом не поддерживается иными государствами-членами, считающими что данный порядок должен регулироваться на национальном уровне. Обсуждение будет продолжено на экспертной группе;
— дополнение оснований для исключения таможенных представителей из реестра таможенных представителей. Республикой Беларусь предложено дополнить Таможенный кодекс таким основанием для исключения из реестра таможенных представителей, как совершение таможенным представителем таможенных операций от имени декларанта или иных заинтересованных лиц без наличия договорных отношений, за исключением таможенных операций, совершенных по требованию должностных лиц таможенных органов. Данное предложение в целом не поддержано представителями иных государств, которые предлагают решать обозначенный проблемный вопрос на национальном уровне путем реализации компетенции, предусмотренной пунктом 2 статьи 403 Таможенного кодекса;
— наделение ЕЭК компетенцией по определению иных случаев, когда временный ввоз иностранными физическими лицами первого транспортного средства для личного пользования допускается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Представителями Республики Беларусь и Российской Федерации отмечено, что в настоящее время актуальна проблема по росту количества не вывезенных в установленные сроки с таможенной территории ТСЛП, в отношении которых обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов не предоставляется, наделение ЕЭК соответствующей компетенцией позволит оперативно решать вопросы, возникающие на практике. В целом, предложение Республики Беларусь поддерживается, однако окончательная «страновая» позиция Республики Казахстан будет представлена дополнительно.
О завершении работы по подготовке проекта Протокола о внесении изменений в Таможенный кодекс и направлении его на оценку регулирующего воздействия (ОРВ), внутригосударственное согласование (ВГС)
Подведены промежуточные итоги проводимой деятельности. Так, работа над вторым проектом Протокола с поправками в Таможенный кодекс активизировалась на площадке Комиссии с конца марта текущего года. Проведено 3 заседания рабочей группы и 15 заседаний экспертной группы.
К настоящему времени согласовано 53% из всех поправок (86 пунктов Таблицы из 162).
Это поправки по:
- внедрению в Союзе института уполномоченных экспортеров;
- совершенствованию норм по вопросам происхождения товаров;
- вопросам классификации товаров;
- солидарной обязанности таможенных представителей;
- вопросам соблюдения льгот в отношении условно выпущенных товаров;
- совершенствованию норм таможенных процедур таможенного склада, СТЗ;
- вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;
- вопросам таможенного контроля;
- вопросам обеспечения уплаты таможенных платежей и т.д.;
- 9 % поправок сняты их инициаторами (14 пунктов Таблицы). Остальные поправки находятся в работе. Предлагается не отходить от ранее достигнутых договоренностей и определить «дедлайн» для подготовки проекта второго Протокола – 8 октября. На сегодняшний день проект Протокола содержит около 90 пунктов.
Министр ЕЭК С.В. Шкляев подтвердил ранее занятую позицию о том, что все поступившие и поступающие предложения будут рассмотрены и, в случае их согласования на экспертном уровне, будут включаться в соответствующий Протокол либо сниматься с рассмотрения их инициаторами.
Александр Гетман


















