Еще на просторах прошедшего осенью 2024 года Международного таможенного форума неоднократно была озвучена идея – развитие эффективных торговых связей находится в плоскости уполномоченных экономических операторов. Теперь на каждой встрече таможенные службы подчеркивают важность развития и преимущество использования статуса УЭО. УЭО – это и цель, и средство наращивания безопасной международной торговли. Но для реализации заложенного в институт УЭО потенциала необходимо повысить его привлекательность для участников ВЭД и многократно увеличить количество операторов. 

Институт УЭО был существенно обновлен в 2018 году в результате принятия Таможенного кодекса ЕАЭС. Как показала практика, компании, имеющие статус УЭО, являются добросовестными участниками ВЭД, стремящегося к прямому диалогу с таможенными органами и сокращению расходов на логистику. ФТС России включилась в активное развитие института УЭО, появляются новые специальные упрощения, обсуждается возможность маркировать подакцизные товары на площадках УЭО, появляются новые проекты по упрощению таможенных формальностей, которые ориентированы на УЭО. На сегодняшний день в российском реестре УЭО находится около 170 компаний, что незначительно для масштабов российской экономики на фоне международного опыта.

Международное понятие преимуществ УЭО включает:

  • Послабления по контролю;
  • Улучшение коммуникаций бизнеса с таможней.

Одним из существующих упрощений, требующих практического развития, является предоставление УЭО второго и третьего типа права маркировать товары на собственных площадках. В 2025 году УЭО будет предоставлено специальное упрощение в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке.

Овчинка выделки не стоит

Согласно законодательным нормам ЕАЭС, общее количество упрощений составляет 17 шт. Для I и II типов свидетельств УЭО предусмотрено порядка 10 упрощений, однако многие установленные упрощения в реальности не работают, утверждает Юрий Ковалев, заместитель генерального директора ООО «Восход». Например, на границе должны быть выделены отдельные полосы для УЭО, но их нет, то есть фактически бизнес не может реализовать свои права.

Несмотря на это, ЕЭК разрабатывает новые упрощения для УЭО: 

  1. Хранение товаров под таможенной процедурой таможенного склада на площадках УЭО. Документ находится на последнем этапе разработки;
  2. Декларирование путем внесения записи в учетную систему лица. Пока это только инициатива.

Преимущества получения такого статуса – сокращение сроков выдачи разрешительных документов и приоритетный порядок их получения, а также возможность нанесения маркировки после ввоза товаров и сокращение перечня процедур для их оценки соответствия.

По мнению Эльдара Алишерова, до сентября 2024 года Министра ЕЭК по таможенному сотрудничеству, компаниям, получившим статус УЭО, нужно давать больше льгот и возможностей: «Если мы говорим, что доверяем этому бизнесу, надо доверять во всем. Конечно, необходимо контролировать УЭО и в случае выявления погрешностей в работе их можно исключать из реестра, но оставлять ту регуляторику, которая сейчас есть, нельзя».

Битва аббревиатур: УЭО и НУР

Льготы, предоставляемые компаниям со статусом УЭО таможенной службой, и есть тот пресловутый камень преткновения. По оценкам большинства экспертов ВЭД, преимуществ совершенно недостаточно. Среди факторов, отталкивающих компании от вступления в ряды УЭО, – и возможность получить низкий уровень риска в результате категорирования, и немалая сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, необходимая для получения статуса. Фактически статус УЭО востребован только у крупных посреднических компаний, которые на основании агентского договора оказывают услуги широкому кругу лиц. Либо у крупных компаний, имеющих свои складские площади и использующих специальные упрощения УЭО на своих складах.

Игорь Бурлов, генеральный директор ООО «АРНЕЙС», дополняет эту мысль:

— Сейчас крупные импортеры и так пользуются отсрочками уплаты таможенных платежей. Пускать свое хранение на широкий рынок — это брать риски, а других стоящих «бонусов» нет.

— Статус УЭО позволяет использовать специальные упрощения. Самое главное и ощутимое для бизнеса – это получение отсрочки уплаты таможенных платежей на 15-25 дней. Низкий уровень риска таких послаблений не дает, — рассказывает Мария Колупаева, генеральный директор АНО «Центр заключений и экспертиз ВЭД». — Конечно, ряд других специальных упрощений тоже являются большим плюсом статуса УЭО. Но отсрочка таможенного платежа является принципиальным для бизнеса. Несмотря на заманчивую возможность отсрочки платежа, большинство представителей бизнес-сообщества предпочитает использовать преимущества НУР. Связано это с условием соответствия требованиям статуса УЭО, а именно, наличие раздельного бухгалтерского учета и обеспечения доступа таможенному органу в базу учета. Для получения НУР этого не требуется.

По мнению Анастасии Самарец, руководителя Комитета УЭО Гильдии «Гермес» и директора по стратегическому развитию ООО «ТСВ» (АО «Канавара Групп»), понятия НУР и УЭО сравнивать не стоит: «НУР пересматривается ежемесячно и дает определенным участникам ВЭД возможности сниженного применения мер контроля в определенный период, УЭО – это концепция, отдельная глава ТК ЕАЭС, предполагающая использование довольно большого спектра преимуществ, в том числе постоянное нахождение в НУР при проведении должного контроля со стороны таможенных органов».

— На сегодняшний день динамика увеличения получения статуса УЭО в РФ из года в год довольно низкая, основная причина – невозможность использования всех обозначенных Кодексом преимуществ, отсутствие единообразного подхода таможенных органов РФ к вопросам получения статуса, работы в нем, а также вопросам оперативного контроля деятельности, получения обратной связи, про какой-либо приоритетных порядок как контроля, так и оформления уже даже говорить не приходится. На январь 2025 года только 165 действующих УЭО, при этом основная доля участников имеет статус свидетельства 2 типа, — говорит Анастасия Самарец, руководитель Комитета УЭО Гильдии «Гермес». — Сложно работать, когда почти все законопроекты, которые должны упрощать работу, утверждаются и согласовываются по несколько лет. В Заявление о выпуске до сих пор нет законодательной процедуры внесения изменений, хотя озвучивалось это всеми участниками ВЭД. Довольно наглядный пример, приняли Решение о возможности маркировки в отношении подакцизных товаров, но технически такая возможность так и не реализована. «Честный знак» также нанести возможно, но применить упрощение выпуска до подачи не получится, участник ВЭД ввиду несоответствия технических данных просто не введет товары в оборот по Заявлению о выпуске. Гласность — это хорошо, но реализация – не помешает.

Система учета

Согласно пп. 7 п. 1 ст. 433 ТК ЕАЭС система учета товаров УЭО должна соответствовать типовым требованиям. Пока эти требования не установлены законодательством ЕАЭС, в каждом государстве-члене ЕАЭС используют «свое» понимание данных требований. С 2024 года на площадке ЕЭК идет обсуждение проекта Решения с типовыми требованиями к системе учета.  

— Самой главной проблемой данного проекта является то, что требования будут распространяться не только на бухгалтерский учет, но и на складской, логистический учет и др., — рассказывает Мария Колупаева. — Система учета должна работать в автоматизированном режиме и обеспечивать прослеживаемость через уникальный идентификатор товаров. ЕЭК хочет знать все подробности движения каждой единицы товара от поступления до выбытия. Фактически, бизнесу придется кардинально переписывать учет в компании. Готов ли бизнес к этому? Нет.  

С Марией Колупаевой согласна и Анастасия Самарец: «В РФ новые требования к системе учета содержатся в приложении 2 к Постановлению Правительства РФ т 16 февраля 2023 г. N 240 «О проведении эксперимента по мониторингу таможенными органами сведений, имеющихся в их распоряжении и полученных от лиц, участвующих в данном эксперименте, из систем учета товаров» и в проекте решения ЕЭК «О типовых требованиях к системе учета товаров лиц, претендующих на включение в реестр». У участников ВЭД к этому вопросов еще больше – кто-то обсуждал это с УЭО и разработчиками ПО, 1С, будет ли возможность сразу запустить утвержденные положения?»

Как рассказывают эксперты, основная сложность при включении в реестр УЭО – это настройка раздельного учета импортных товаров и товаров ЕАЭС в учете организации. Причем, термины импортные товары и товары ЕАЭС используются не в классическом понимании ТК ЕАЭС. Данные понятия определяются в Учетной политике компании. Импортным товаром могут быть товары, страной происхождения которых не является Россия. Например, Беларусь, Китай, Армения, а могут быть товары, которые были ввезены из-за пределов ЕАЭС и оформлены по ДТ.

Поэтому каждый претендент на получения статуса УЭО сначала определяется, как ему удобнее вести раздельный учет, потом настраивает его в своем бухгалтерском и налоговом учетах. Активно внедряемая ФНС «витрина данных» не упрощает взаимодействие с ФТС для контроля осуществления раздельного учета, так как у служб разные подходы к учету и контролю. 

Что хочет бизнес?

Риторический вопрос, на который представители бизнеса всегда отвечают – прозрачности и понятных правил игры.  

Анастасия Самарец заявляет, что основное желание от бизнеса, чтобы предусмотренные преимущества работали на 100%, а не на 10%.

— Хотелось бы добавить автоматизацию, своевременную проработку поступающих запросов и сделать Рабочую группу по развитию института УЭО в государствах – членах ЕАЭС, созданную в 2014 году, инструментом оперативного реагирования, взаимодействия и гласности, члены которой готовы слышать бизнес и принимать оперативные меры. Возможно, тогда к моменту подведения итогов Стратегии Развития ФТС России до 2030 года в РФ будет не 150+ УЭО, а 1500 и мы будем близки к показателям стран ЮВА в части работы УЭО, — предполагает госпожа Самарец

— Декларации на товары, подаваемые УЭО, необходимо дополнительно визуализировать в программных средствах таможенных органов, то есть такие ДТ должны подсвечиваться инспектору, проводящему проверку ДТ в центрах электронного декларирования, с целью применения первоочередного порядка совершения таможенных операции, — предлагает Александр Богатырев, президент Ассоциации профессиональных УЭО

Несмотря на весь скепсис и пока еще неясные перспективы, бизнес заинтересован в развитии этого института.

Член Генерального совета «Деловой России» Евгений Кошкаров, который руководит федеральным проектом «Прозрачный ВЭД», рассказывает: «Мы с коллегами ездим по регионам, встречаемся с местными участниками ВЭД и рассказываем им про возможности, который дает статус УЭО. Мы уже побывали в Липецке, Самаре, Казани. На очереди другие крупные промышленные и деловые центры страны. Везде бизнес выражает осторожную заинтересованность. Это обусловлено тем, что у Индии и Китая — основных торговых партнеров России в настоящее время — более 6 тыс. и 4,5 тыс. операторов соответственно».

Первым международным договором о взаимном признании статуса УЭО стал протокол с таможенной службой КНР. В настоящее время соглашения о взаимном признании института УЭО заключены с Ираном, Узбекистаном, Таджикистаном, Индией. В высокой степени готовности находятся проекты с Туркменистаном и Азербайджаном. Таможенная служба обещает, что в рамках Стратегии развития до 2030 года продолжит развивать институт УЭО, но пока льготы и преимущества не станут действительно существенными, все предложения ФТС так и останутся неинтересными для бизнеса, а усилия – напрасными. И озвученные слова министра по таможенному сотрудничеству ЕЭК Руслана Давыдова о принятых изменениях расширения возможностей применения упрощенного заявления и, соответственно, упрощений для УЭО, не обретут под собой почвы.