В прошлом году Индия вошла в десятку основных торговых партнёров РФ. По данным ФТС России, товарооборот России и Индии по итогам 2022 года увеличился в 2,4 раза по сравнению с 2021-м. Предыдущий — 2021 год — тоже завершился ростом товарооборота на 46,5%, превысив отметку в $13,5 млрд. И, так как Индия по-прежнему не поддерживает антироссийскую санкционную политику Запада, объёмы поставок между нашими странами будут только увеличиваться.

«Поскольку Нью-Дели уже заявил о готовности поставлять в Россию запчасти для авиационной, автомобильной и железнодорожной техники, Индия может быть использована как важный участник параллельного импорта западных товаров в Россию – существуют возможности для увеличения продаж продуктов питания, тканей, одежды и обуви взамен ушедших с российского рынка иностранных поставщиков. Индия представляет большой интерес с точки зрения перспектив российской торговли как часть общего «поворота в Азию» в результате западных санкций», – говорят эксперты компании «Дезан Шира и партнёры».

Логистика отстаёт

Кроме Мумбаи — крупнейшей портовой зоны страны с портами Мумбаи и Нава-Шева, в Индии функционируют несколько других крупных торговых портов. Логистические компании предлагают отправку из российских портов в порты Ченнаи, Калькутты и другие. Тем не менее логистика пока не поспевает за внешней торговлей: грузы между Россией и Индией доставляются преимущественно морем, и российские порты не справляются с ростом грузопотока.

«Экспортные отправки в Индию осуществляются не так часто, как хотелось бы, где-то раз в неделю. Тем не менее, есть несколько рабочих схем. Например, экспорт морем из Новороссийска до нужного порта назначения. Если импорт, то это логистика через Азию или прямой сервис на Санкт-Петербург», – рассказывает глава компании TraLoSol Юлия Кубарева.

Есть и вариант доставки через Дальний Восток морем с дальнейшей ж/д грузоперевозкой по России. Кроме того, в июле прошлого года был отправлен пилотный контейнерный поезд со станции Чехов Московской области до порта Нава-Шева. Ж/д маршрут протяженностью 7,2 тысячи км проходит через Казахстан, Туркменистан и Иран.

Север – Юг, Запад — Восток

В 2022 году Россия снова занялась развитием Международного транспортного коридора «Север — Юг», соглашение о создании которого РФ, Иран и Индия подписали ещё в 2000 году. Согласно исследованию, подготовленному совместно с бизнес-послом «Деловой России» в Индии Ольгой Куликовой, в марте 2023 срок перевозки из Индии и других стран Юго-Западной Азии по Транскаспийской ветке коридора «Север-Юг» увеличился с 45 до 60 дней. Стоит такая доставка $7 тыс. за TEU. Транскаспийский маршрут проходит через индийские порты Нава-Шева и Мумбаи, иранские Бендер-Аббас и Бендер-Энзели и далее через российские порты Оля и Астрахань.

«Основные проблемы на этом маршруте связаны с тем, что есть узкие места коридора: пропускной пункт «Астара» на западной ветке, железнодорожные переходы с СНГ и порты Каспия», – комментирует ситуацию руководитель проектов компании Novelco Анна Ростовцева

Из-за загруженности Транскаспийского маршрута компании направляют грузопотоки на Западную и Восточную ветки коридора «Север-Юг» (транзитное время из Индии в Россию – около 55 дней). По словам Ольги Куликовой, стоимость доставки на Западном маршруте за год снизилась в два раза, до $6,5 тыс. за TEU, и, как считает гендиректор STS Logistics Кирилл Власов, Западный маршрут МТК «Север-Юг» — единственный, который может сравниться с Суэцким каналом по срокам доставки из Индии в Россию. Грузоперевозка из Индии через Бендер-Аббас и Астара в Иране и далее через Азербайджан занимает около 40 дней.

«Морских сервисов сейчас достаточно, в том числе прямых до Новороссийска или до Петербурга с трансшипментом в Турции или Ливии. Есть вариант идти через Иран до Бендер-Аббаса, оттуда на перекладных до ближайшей железной дороги, либо азербайджанской Астара, либо Серахсу в Туркменистане. Оттуда по восточной или по западной ветке МТК «Север-Юг». Но этот вариант пока малоинтересен – долго, дорого и с низким качеством сервиса», – говорит руководитель отдела проектной логистики и развития ГК Аривист Станислав Тобин.

Валютные перспективы

В 2022 году резервный банк Индии анонсировал введение механизма международных расчётов в рупиях, к декабрю у нескольких российских банков открылись спецсчета в Индии для расчётов по торговым сделкам в рупиях (среди них Сбер, ВТБ, Газпромбанк), а к концу года Россия и Индия договорились перейти на торговые расчёты в национальных валютах. Однако пока этот механизм нельзя назвать востребованным.

«За логистику платим в долларах. С российскими агентами можно вести расчеты в рублях с конвертацией по курсу ЦБ. В рупиях не платили, и желающих принимать счета не наблюдается», – сказал Станислав Тобин.

Как сообщил агентству Reuters один из директоров Московской биржи Кирилл Пестов, индийское валютное регулирование ограничивает обращение и расчёты в рупиях за пределами Индии.

Текст: Галина Рожко

Фото: gettyimage