В России запускают бондовые зоны с особым таможенным статусом для рынка e-commerce. Это позволит увеличить скорость интернет-торговли и снизить издержки бизнеса.

В феврале 2021 в Татарстане планировали запустить пилотный проект по созданию бондовой зоны. Предполагается, что нововведение привлечет инвестиции, а также превратит регион в «узловую точку», через которую пойдет поток интернет-товаров.

На бумаге это выглядит следующим образом: на бондовый склад поступают товары, которые освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов вплоть до момента их продажи конечному потребителю. Если реализовать товар не получилось, то он возвращается производителю.

О создании свободной торговой (бондовой) зоны в Татарстане заговорили на правительством уровне еще в июле. Тогда президент республики Рустам Минниханов методично рассылал письма в различные ведомства: вначале министру финансов Антону Силуанову, а затем премьеру Михаилу Мишустину. Глава 16-го региона просил законодательно проработать вопрос создания в регионе бондовых складов формата В2В2С. Реализации проекта мешало отсутствие нормативного регулирования.

Президент Татарстана также предложил ввести единую таможенную ставку в 6,5% для всей продукции, поступающей в бондовую зону.

«Доходы бюджета могут составить более 17 млрд рублей в год при обработке импорта в почтовых отправлениях, — отметил Рустам Минниханов. — Потенциал роста экспорта российских товаров через каналы трансграничной интернет-торговли прогнозируется более чем в 10 раз, с $817 млн в 2019 году до $10 млрд в 2024 году».

Цифры, по всей вероятности, Белому дому понравились, как и «шпионское» название проекта. Соглашение о сотрудничестве по созданию бондового склада с властями Татарстана первой подписала «Почта России». Госкомпания заявила, что в перспективе в этих зонах можно будет обрабатывать до половины всей почтовой корреспонденции, идущей из-за границы. Вслед за этим желание работать в аналогичных условиях выразили крупнейшие игроки из интернет-ритейла и логистики: Ozon, iHerb, DHL, «Яндекс. Маркет», СДЭК, AliExpress и другие. Многие из них заявили о готовности создать собственные склады в регионе.

Главное — скорость

На запрос «Горизонта событий» в пресс-службе Ozon предоставили общее официальное заявление от директора по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Дмитрия Русакова. По его словам, главное преимущество бондовых складов в скорости доставки.

«Этот инструмент позволит радикально сократить сроки доставки товаров из зарубежных магазинов. По нашим оценкам, сроки доставки могут сократиться с 30-40 дней сегодня до максимум нескольких дней, а в перспективе мы сможем осуществлять доставку и на следующий день после заказа», — пояснил топ-менеджер.

Интересно, что аналогичный проект с пометкой «впервые в России» запускали в 2016 году на Урале. Соглашение о создании бондовой зоны подписали ТЛК «Южноуральский» (принадлежит ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания») и Шанхайская международная торговая компания «СюньМай». Местные информагентства еще хранят скупые на детали заметки об этом событии, больше описывая прибытие китайского первого поезда в регион с 41 контейнером.

Но связавшись с пресс-службой ГТЛК, чтобы узнать о результатах работы бондовой зоны, мы услышали лишь удивление данной теме: «Если честно, у нас нигде такой (информации о создании бондовой зоны) не встречал. Возможно, что-то планировалось, но не было осуществлено».

Плюсы и минусы бондовых складов

ПлюсыМинусы
Товар ожидает покупки уже внутри страны, что сокращает срок доставки до конечного потребителяОтсутствие законодательного регулирования
В бондовую зону завозятся крупные партии, что снижает издержки бизнеса
Небогатый опыт использование таможенных складов для интернет-торговли внутри страны
Существуют налоговые и таможенные послабления

Все когда-нибудь бывает впервые

Эксперты в транспортно-логистической отрасли и сфере таможни в ходе разговора с «Горизонтом событий» признавались, что прилагательное «бондовый» слышат впервые. Многие из них подчеркнули: описание бондовых зон очень напоминает классический формат работы таможенного склада.

Бондовые склады уже лет двадцать как существуют, если под понятием „бондовый» мы имеем в виду таможенный склад. Среди условий: хранение до трех лет, пошлины не взимаются (до момента продажи) и на нем можно перепродавать товар, — говорит заместитель гендиректора „Восход» Юрий Ковалев. — Такой формат складов для интернет-магазина Ozon, несомненно, выгоден. Но для рынка, состоящего в основном из зарубежных интернет-магазинов, это принципиальное изменение схемы, удорожающее логистику. Сейчас они везут все товары на 90% беспошлинно. Порог срабатывает только для дорогих покупок. Если начнут возить через таможенный склад, то резко увеличат скорость, но потеряют выигрыш в цене. Ещё через таможенный склад товары необходимо сертифицировать и получать нотификацию, что также станет препятствием».

Аналогичное мнение высказал и высокопоставленный собеседник в рядах Северо-Западного таможенного управления: «В таможенном законодательстве даже такого термина, как бондовый склад, пока нет. Судя по всему, кто-то хочет набить склад китайскими товарами, не заплатив государству ни копейки, и продавать гражданам внутри страны, пытаясь использовать „льготы», предоставляемые государством физическим лицам».

Поштучно

У эксперимента татарстанских властей неплохой шанс на успех, говорит директор департамента складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Константин Фомиченко. По его словам, спрос на услуги бондовых складов в России будет расти, так как их использование позволяет сократить издержки при импорте товаров из-за рубежа.

«В мировой практике бондовые склады в отличие от обычных таможенных создаются на территориях, на законодательном уровне обладающих специальным льготным таможенным режимом. Еще одной особенностью является то, что растаможивание товара происходит поштучно, оплата пошлин происходит при покупке товара конечным потребителем с бондового склада. Таким образом, при приобретении крупной партии продукции ее можно реализовывать постепенно по мере возникновения спроса, растамаживая по одной единице», — говорит Фомиченко.

Мировой опыт

Европейские онлайн-ритейлеры широко используют возможности бондовых складов, снабжая продукцией соседей. Своего рода хабами для движения интернет-товаров, в том числе в Россию, остаются страны Прибалтики, Скандинавии и Центральной Европы. Главным рекордсменом по свободным торговым (бондовым) зонам давно признан Китай: там существует порядка 120 законодательно оформленных территорий с особым налоговым режимом, на которых действуют специальные правила таможенного контроля.

Первая такая зона была открыта в 1990 году в Шанхае под названием Вайгаоцяо, сейчас занимает площадь 10 кв. км. Аналогичным путем пошло и правительство Малайзии, где в 2017 году запустили бондовую зону на экспорт и транзит. Сначала там работали две тысячи экспортно ориентированных компаний, а через год их количество увеличилось до пяти тысяч.

Внутренняя тревога

Вероятно, что-то похожее ждет Россию. Если эксперимент в Татарстане окажется удачным, то аналогичные зоны начнут возникать и в регионах нашей стране. Это может стать стимулом для развития транзитного коридора Азия-Европа-Азия и продвижения российского экспорта.

Объем рынка интернет-торговли в России по оценкам экспертов уже достиг в этом году 2,5 трлн рублей, а с развитием бондовых складов может увеличиться почти в три раза. Но все это произойдет при благоприятных условиях, если не случится сценарий «хотели как лучше, а получилось как всегда». В этом случае главными препятствиями могут стать размытые правила игры и желание государства взять свою часть с продаж. Пока же главными противниками нововведения выступают отечественные производители бытовой техники и электроники. Они опасаются, что смогут окончательно сдать позиции под натиском импортных товаров, засевших в бондовых складах. Как следствие, электронная продукция с пометкой «сделано в России» можно будет найти только на антикварных полках.