технологии
Без пилота:
что ждет рынок беспилотного транспорта в ближайшее время?
Нынешний год будет богатым на проекты по беспилотной технологии - в ее развитии заинтересованы интернет-площадки. Аналитики пророчат рынку увеличение объема в 3,5 раза к 2030 году.
Согласно исследованию MarketsandMarkets, мировой рынок беспилотный техники ADAS (англ. Advanced driver-assistance systems) в 2020 году достиг объема $27 млрд, а к 2030 году приблизится к $83 млрд. Показатели в прошлом году могли быть больше, но из-за пандемии автопромышленность останавливалась в вынужденный простой.

Это обстоятельство притормозит внедрение роботизации в наземном транспорте: автопромышленность нацелена на повышение безопасности продукции для увеличения своей аудитории. В грузовых перевозках триггерами окажутся необходимость ускорения и оптимизации процессов доставки. Медленнее технологии ADAS будут внедряться за пределами крупных городов, а также в развивающихся странах, где низкая дисциплина вождения и недостаточно инфраструктуры (качество дорог, разметка полос движения и наличие GPS).

Активно на рынке ADAS работают такие игроки, как CANA Advisors (США), Drone Delivery Canada (Канада), DroneScan (Южная Африка), Hardis Group (Франция), InfiniumRobotics (Сингапур), Matternet (США) и Workhorse Group (США).

Количество игроков становится меньше, рынок консолидируется, рассуждает редактор Techcrunch Кристен Корошец. В 2021 году активно будет развиваться доставка товаров на последней и средней миле (от сортировочных центров до торговых точек). «Amazon, Walmart и Kroger заинтересованы в поиске быстрых и дешевых способов перемещения товаров», - поясняет Корошец.

Внедрение ADAS в грузовом транспорте началось с 2017 года. Тогда компании продали 343 единицы беспилотных автобусов и грузовых автомобилей за $84 млн, сообщает Tractica. Аналитики предположили, что к 2022 году автоконцерны произведут 188 тыс. единиц техники на автопилоте этого типа.

Лидерские позиции по производству беспилотных грузовиков сохраняет компания из Швеции.
Стартап Einride был основан в 2016 году, а в 2017 году предприятие презентовало модель T-Pod весом 20 тонн без кабины. Запас хода на одной зарядке составляет 200 км, а общая полезная нагрузка - 20 метрических тонн (33 000 фунтов). В 2018 году нескольким машинам разрешили работать на общественных дорогах Швеции. Они самостоятельно передвигались между складом и терминалом в промышленной зоне в Йёнчёпинге для выполнения заказов DB Schenker. За их работой приглядывал оператор. Также клиентами Einride стали розничная сеть Lidl и шведский производитель продуктов питания Oatly.

Оригинален не только продукт, но и бизнес-модель: на продажу идет сервис по эксплуатации грузовиков. Сейчас предприятие предлагает четыре версии платформы - в зависимости от локации использования. В закрытой (портовой) инфраструктуре ежемесячная аренда грузовика обойдется в $18 тыс., а на трассе при скорости 85 км/ч - $22 тыс. (внедрение запланировано на 2022 год).
Einride намерена расширить деятельность не только в Европе, но и в США, чем тревожит Tesla. Компания Илона Маска запустит в 2021 году массовое производство беспилотников Semi с электрической силовой установкой и запасом хода 804 км.
Преграды на пути развития беспилотной техники:
Несовершенство нормативноправовой базы
Отсутствие единых стандартов обмена данными
.
Дефицит городской инфраструктуры
Дефицит квалифицированных кадров
Лидары — устройства, определяющие расстояние до окружающих объектов с помощью лазерного излучения — могут плохо работать во время осадков или в облаке выхлопных газов от другой машины.
В 2019 году "Камаз" презентовал грузовики, оснащенные лидарами, радарами и системой позиционирования. Планы по их использованию в условиях Заполярья озвучивала компания "Газпром-нефть".

Но выпускать такое авто на дороги общего пользования пока не планирует - мешает российское законодательство. Свою разработку представила и российская "Эвокарго" - организация в 2021 году вместе с транспортной компанией Traft запускает опытно-промышленную эксплуатацию грузовиков EVO-1 на Магнитогорском металлургическом комбинате.
В течение трех месяцев специалисты планируют собрать информацию от использования грузовиков. По прогнозу гендиректора ООО «Трафт» Артура Мурадяна, экономический эффект может составить примерно 20–30%. Но многое зависит от успешного внедрения технологии в производство.
"Например, на территории ММК есть нерегулируемый ж/д-переезд. В случае возникновения препятствия беспилотник останавливается перед ним. Поезд же в любой момент может попросту снести автомобиль. Пока беспилотник не может самостоятельно принимать решение в таких ситуациях, поэтому такие случаи будут решаться диспетчерами после сигнала о возникшей проблеме", - говорит господин Мурадян.

Артур Мурадян
CEO, Главный стратег Traft
Развитием беспилотников активно занимается «Яндекс», выделив под направление подразделение Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG) и инвестиции в $150 млн. Интернет-гигант начал испытывать подобные автомобили весной 2017 г., сейчас в его парке 130 машин.
Яндекс.Ровер функционирует без какого-либо участия человека. Он сам составляет для себя маршрут и во время движения распознаёт объекты вокруг
В конце 2020 г. роботы-курьеры Яндекса начали доставлять заказы из ресторанов и продуктов из Яндекс.Лавки. На данный момент в наличии компании 40 автономных машин. Они работают в нескольких районах Москвы и в Иннополисе под Казанью. Компания планирует запустить автономные доставки и за рубежом - в США, Израиле и Южной Корее.

По словам представителя пресс-службы Яндекса Юлии Швейко, компания тестирует различные конфигурации роботов и совершенствует конструкцию. После первых месяцев использования Роверов грузовой отсек увеличили, добавив автоматически открывающуюся крышку. Улучшают и автопилот: он уже может обойтись без непрерывного контроля со стороны водителя.
"Если робот попадет в новую для себя ситуацию, то к нему может подключиться оператор: получить данные с камер и сенсоров, оценить обстановку и дать подсказку. Такое же ассистирование может применяться в беспилотных автомобильных перевозках. Если полоса оказалась заблокирована мусоровозом или из-за аварии, система сможет запросить у оператора разрешение пересечь сплошную, чтобы объехать препятствие и продолжить движение", - рассказывает Швейко.

Юлии Швейко
Руководитель пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекса»
Чтобы «легализовать» и внедрить беспилотную технологию, требуется внести изменения в законодательство, нормативные акты, стандарты и регламент. Закон также должен коснуться вопросов страхования ответственности операторов беспилотников и их владельцев.
"Важно информировать население, чтобы люди не пугались беспилотных транспортных средств, хотели пользоваться их услугами, не совершали противоправных действий против них. Требуется создать соответствующую инфраструктуру, чтобы беспилотники не мешали в первую очередь людям, а также другим видам транспорта", - говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

Дмитрий Баранов
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
В перспективе ближайшего будущего надежные и доступные беспилотники смогут вытеснить стандартные автомобили с рынка, считает руководитель отдела информационных систем «ДАКСЕР» Денис Вавилкин. Спрос на них в больших городах обеспечен - за счет доставки «точно в срок» благодаря высокой точности расчета времени перевозки. Но будет ли рынок в России будет готов к серьезным финансовым тратам, и сумеет ли государство закрепить технологию на законодательном уровне.
Текст Алексей Стрельников
Фото Finam.ru, pixabay.com, tasimacilar.com


Как устроена работа даркстора X5 Retail Group для сбора онлайн-заказов

Минтранс опубликовал проект закона об усилении контроля за автобусами и грузовиками с иностранными госномерами, в котором предлагается устанавливать блокираторы на грузовики и автобусы до оплаты штрафов.

Какие существуют проблемы и сложности перегруза автомобиля по вине грузоотправителя, рассказали эксперты по цепям поставок

Как запреты на въезд грузовиков на МКАД сказываются на бизнесе

На российском рынке решений по автоматизации для интралогистики наблюдается рост спроса. Это вызвано всплеском интернет-продаж на фоне пандемии COVID-19

В 2020 году специалисты подразделения внутрироссийского транспорта FM Logistic обработали 509 тыс. заявок на перевозку грузов.