28 марта 2024 года состоялась сессия МСБА в рамках Международного экономического форума в Москве, на которой выступили ведущие эксперты ЕАЭС в области ВЭД. Представляем доклад Энвера Халилова, заместителя председателя Ассоциации таможенных брокеров Узбекистана, о создании новой системы работы органов контроля на территории стран-поставщиков сельхозпродукции.

Если рассматривать данные по внешней торговли Республики Узбекистан, можно отметить рост внешнеторгового оборота по сравнению с прошлым годом почти на четверть. Узбекистан осуществляет торговые отношения со 198 странами мира. Наибольший объем внешнеторгового оборота зафиксирован с КНР (21,9 %), Россией (15,8 %), Казахстаном (7,0 %), Турцией (5,0 %). В этом году положительная динамика роста по импорту и экспорту продолжается. 

Внешнеторговый оборот Узбекистана со странами СНГ достиг 20 559,5 млн долл. США, из них объем экспорта составил 8 092,6 млн долл. США, а объем импорта – 12 466,9 млн долл. США. Наибольший объем внешнеторгового оборота со странами СНГ зафиксирован c Россией (48,1 %), Казахстаном (21,4 %) и Туркменистаном (5,3 %).

Объем экспорта плодоовощной продукции в рассматриваемый период составил 1 180,8 млн долл. США (темпы увеличения, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, соответственно составили 3,3 %). В общем объеме экспорт составил 4,8 %.

По итогам января-декабря 2023 года наибольший объем в стоимостном выражении экспорта плодоовощной продукции приходится на Россию (37,0 % от всего объема плодоовощной продукции). В январе-декабре 2023 года в Российскую Федерацию было отгружено 611,4 тыс. тонн сельскохозяйственной продукции на 437,4 млн долл. США с удельным весом 37,0 % от всего объема плодоовощной продукции экспорта. 

Вторым крупным потребителем сельхозпродукции из Узбекистана является Пакистан (16,7 %), третьим — КНР (12,3 %) и четвертым — Казахстан (10,3 %). На долю этих страна приходится 76,3% объема экспорта плодоовощной продукции.

Для Узбекистана экспорт сельхозпродукции является одно из важнейших статей внешней торговли, и понимая необходимость развития внешней торговли сельхозпродукции предлагается рассмотреть и продумать осуществление ряда мероприятий, которые, по нашему мнению, могут упростить и ускорить процедуры вывоз и ввоза сельхозпродукции на рынке заинтересованных стран.

 Первая группа предложений относится к сфере нетарифного регулирования, в частности фитосанитарного контроля и контроля в сфере проверки соответствия товаров техническим регламентам и стандартам.

В сфере фитосанитарного контроля предлагаем: 

  1. Осуществлять фитосанитарный контроль (карантинный досмотр) в стране импорта только при наличии высокого уровня риска, на основе данных системы управления рисками. Для этих целей развивать систему обмена данными об объектах фитосанитарного контроля между странами экспорта, импорта и транзита сельхозпродукции.    
  2. Продолжить работу по взаимному согласованию перечней объектов фитосанитарного контроля для целей сокращения издержек, связанных с истребованием в стране импорта документов, подтверждающих проведение фитосанитарного контроля товаров, не включенных в перечни объектов фитосанитарного контроля в стране экспорта.
  3. В рамках взаимного сотрудничества, с учетом наличия современных электронных систем обмена данными о выданных фитосанитарных сертификатах рассмотреть вопрос отказа от использования бумажных форм фитосанитарного сертификата и Акта карантинного досмотра
  4. Продолжить работу по созданию и оснащению современным оборудованием лабораторий в странах-экспортерах сельхозпродукции. В рамках совместного сотрудничества, рассмотреть возможность осуществления контроля за объектами фитосанитарного контроля в странах экспорта с участием сотрудников органов фитосанитарного контроля стран-импортеров сельхозпродукции. Основной целью является уменьшение рисков поставки зараженной продукции и ускорение процедуры прохождения фитосанитарного и таможенного контроля в стране импорта.

В сфере проверки соответствия товаров техническим регламентам и стандартам предлагаем:

  1. Продолжить работу по подписанию новых соглашений и разработку механизма исполнения уже подписанных двух и многосторонних соглашений о взаимном признании сертификатов соответствий, протоколов испытаний и унификации технических регламентов и стандартов.
  2. Взаимное согласование перечня объектов подлежащих сертификации на соответствие 

В сфере снижение административной нагрузки и частоты применения мер таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров при их перемещении между странами:

С учетом развития альтернативных транспортных коридоров, таких как Транскаспийского международного транспортного маршрута (Срединный коридор), частью которого является проект железной дороги Узбекистан — Кыргызстан — Китай, МТК «Север-Юг» и других транспортных коридоров, одним из важных факторов ускорения перемещения товаров становиться упрощение прохождения таможенных процедур. Одним из механизмов, по нашему мнению, может стать всем известная процедура «Упрощенного таможенного коридора».      

Упрощенный таможенный коридор подразумевает снижение административной нагрузки и частоты применения мер таможенного контроля (в первую очередь физического досмотра) при декларировании и выпуске товаров при их перемещении между двумя странами, заключившими соглашение. Соглашения могут затрагивать как все товары, так и их отдельные группы.

Проекты «Упрощенный таможенный коридор», реализуются между ФТС России и таможенными службами Азербайджанской Республики, Республики Узбекистан и Исламской Республики Иран.

В июне 2023 года Узбекистана утвердил подписанное 11 ноября 2022 года в городе Самарканде соглашение между правительствами государств-членов Организации тюркских государств о создании упрощенного таможенного коридора. Это такие страны как Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан, в качестве наблюдателей участвуют Туркменистан и Венгрия.

Соглашение об организации Упрощенного таможенного коридора было подписано Федеральной таможенной службой России и Таможенной службой при Правительстве Республики Таджикистан. 

Несмотря на очевидные выгоды такой упрощенной процедуры, по данным представителей узбекской таможенной службы, в Узбекистане интерес к УТК весьма невелик. (2023 год — 1320 партий, 28549 тн. 43,3 млн. долларов, 153 участника ВЭД (РФ — 168), 15 УЭО — отдельное поле для указания в ТД) Одной из причин, может являться, слабая информированность участников внешнеэкономической деятельности, отсутствие ощутимых бонусов или облегчений, не проработанность технических аспектов обмена данными и другие моменты. 

С учетом, увеличения торгового оборота между нашими странами и стремлением снизить административные нагрузки и частоту применения мер таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров предлагаем:

  1. Увеличение количества упрощенных таможенных коридоров с странами — основными торговыми партнёрами, наращивание обмена информацией.
  2. Проводить широкие информационные компании среди участников внешнеэкономической деятельности с разъяснением преимуществ и порядка применения процедуры УТК.
  3. В рамках подписанных двух- и многосторонних соглашений, пересмотреть механизм реализации УТК и перечень облегчений (бонусов, выгод) которые могут получать участники внешнеэкономической деятельности.
  4.  Пересмотреть номенклатуру товаров, которые затрагивает процедура УТК, в сторону её расширения.
  5. Расширить круг участников ВЭД, на которых распространяется процедура УТК за счет взаимного признание институтов уполномоченного экономического оператора и взаимному признанию результатов таможенного контроля стран-партнеров.