Нынешний год будет богатым на проекты по беспилотной технологии — в ее развитии заинтересованы интернет-площадки. Аналитики пророчат рынку увеличение объема в 3,5 раза к 2030 году.

Согласно исследованию MarketsandMarkets, мировой рынок беспилотный техники ADAS (англ. Advanced driver-assistance systems) в 2020 году достиг объема $27 млрд, а к 2030 году приблизится к $83 млрд. Показатели в прошлом году могли быть больше, но из-за пандемии автопромышленность останавливалась в вынужденный простой. 

Это обстоятельство притормозит внедрение роботизации в наземном транспорте: автопромышленность нацелена на повышение безопасности продукции для увеличения своей аудитории. В грузовых перевозках триггерами окажутся необходимость ускорения и оптимизации процессов доставки. Медленнее технологии ADAS будут внедряться за пределами крупных городов, а также в развивающихся странах, где низкая дисциплина вождения и недостаточно инфраструктуры (качество дорог, разметка полос движения и наличие GPS). 

Активно на рынке ADAS работают такие игроки, как CANA Advisors (США), Drone Delivery Canada (Канада), DroneScan (Южная Африка), Hardis Group (Франция), InfiniumRobotics (Сингапур), Matternet (США) и Workhorse Group (США). 

Количество игроков становится меньше, рынок консолидируется, рассуждает редактор Techcrunch Кристен Корошец. В 2021 году активно будет развиваться доставка товаров на последней и средней миле (от сортировочных центров до торговых точек). «Amazon, Walmart и Kroger заинтересованы в поиске быстрых и дешевых способов перемещения товаров», — поясняет Корошец. 

Внедрение ADAS в грузовом транспорте началось с 2017 года. Тогда компании продали 343 единицы беспилотных автобусов и грузовых автомобилей за $84 млн, сообщает Tractica. Аналитики предположили, что к 2022 году автоконцерны произведут 188 тыс. единиц техники на автопилоте этого типа. 

Лидерские позиции по производству беспилотных грузовиков сохраняет компания из Швеции.

Стартап Einride был основан в 2016 году, а в 2017 году предприятие презентовало модель T-Pod весом 20 тонн без кабины. Запас хода на одной зарядке составляет 200 км, а общая полезная нагрузка — 20 метрических тонн (33 000 фунтов). В 2018 году нескольким машинам разрешили работать на общественных дорогах Швеции. Они самостоятельно передвигались между складом и терминалом в промышленной зоне в Йёнчёпинге для выполнения заказов DB Schenker. За их работой приглядывал оператор. Также клиентами Einride стали розничная сеть Lidl и шведский производитель продуктов питания Oatly. 

Оригинален не только продукт, но и бизнес-модель: на продажу идет сервис по эксплуатации грузовиков. Сейчас предприятие предлагает четыре версии платформы — в зависимости от локации использования. В закрытой (портовой) инфраструктуре ежемесячная аренда грузовика обойдется в $18 тыс., а на трассе при скорости 85 км/ч — $22 тыс. (внедрение запланировано на 2022 год). 


Einride намерена расширить деятельность не только в Европе, но и в США, чем тревожит Tesla. Компания Илона Маска запустит в 2021 году массовое производство беспилотников Semi с электрической силовой установкой и запасом хода 804 км.

Преграды на пути развития беспилотной техники:

Несовершенство нормативноправовой базы

Отсутствие единых стандартов обмена данными

Дефицит городской инфраструктуры

Дефицит квалифицированных кадров


Лидары — устройства, определяющие расстояние до окружающих объектов с помощью лазерного излучения — могут плохо работать во время осадков или в облаке выхлопных газов от другой машины.

В 2019 году «Камаз» презентовал грузовики, оснащенные лидарами, радарами и системой позиционирования. Планы по их использованию в условиях Заполярья озвучивала компания «Газпром-нефть».

Но выпускать такое авто на дороги общего пользования пока не планирует — мешает российское законодательство. Свою разработку представила и российская «Эвокарго» — организация в 2021 году вместе с транспортной компанией Traft запускает опытно-промышленную эксплуатацию грузовиков EVO-1 на Магнитогорском металлургическом комбинате.

В течение трех месяцев специалисты планируют собрать информацию от использования грузовиков. По прогнозу гендиректора ООО «Трафт» Артура Мурадяна, экономический эффект может составить примерно 20–30%. Но многое зависит от успешного внедрения технологии в производство. 


«Например, на территории ММК есть нерегулируемый ж/д-переезд. В случае возникновения препятствия беспилотник останавливается перед ним. Поезд же в любой момент может попросту снести автомобиль. Пока беспилотник не может самостоятельно принимать решение в таких ситуациях, поэтому такие случаи будут решаться диспетчерами после сигнала о возникшей проблеме», — говорит господин Мурадян.


Артур Мурадян
CEO, Главный стратег Traft

Развитием беспилотников активно занимается «Яндекс», выделив под направление подразделение Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG) и инвестиции в $150 млн. Интернет-гигант начал испытывать подобные автомобили весной 2017 г., сейчас в его парке 130 машин. 

Яндекс.Ровер функционирует без какого-либо участия человека. Он сам составляет для себя маршрут и во время движения распознаёт объекты вокруг

В конце 2020 г. роботы-курьеры Яндекса начали доставлять заказы из ресторанов и продуктов из Яндекс.Лавки. На данный момент в наличии компании 40 автономных машин. Они работают в нескольких районах Москвы и в Иннополисе под Казанью. Компания планирует запустить автономные доставки и за рубежом — в США, Израиле и Южной Корее.

По словам представителя пресс-службы Яндекса Юлии Швейко, компания тестирует различные конфигурации роботов и совершенствует конструкцию. После первых месяцев использования Роверов грузовой отсек увеличили, добавив автоматически открывающуюся крышку. Улучшают и автопилот: он уже может обойтись без непрерывного контроля со стороны водителя.

«Если робот попадет в новую для себя ситуацию, то к нему может подключиться оператор: получить данные с камер и сенсоров, оценить обстановку и дать подсказку. Такое же ассистирование может применяться в беспилотных автомобильных перевозках. Если полоса оказалась заблокирована мусоровозом или из-за аварии, система сможет запросить у оператора разрешение пересечь сплошную, чтобы объехать препятствие и продолжить движение», — рассказывает Швейко.


Юлии Швейко
Руководитель пресс-службы беспилотных автомобилей «Яндекса»

Чтобы «легализовать» и внедрить беспилотную технологию, требуется внести изменения в законодательство, нормативные акты, стандарты и регламент. Закон также должен коснуться вопросов страхования ответственности операторов беспилотников и их владельцев. 


«Важно информировать население, чтобы люди не пугались беспилотных транспортных средств, хотели пользоваться их услугами, не совершали противоправных действий против них. Требуется создать соответствующую инфраструктуру, чтобы беспилотники не мешали в первую очередь людям, а также другим видам транспорта», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.


Дмитрий Баранов
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

В перспективе ближайшего будущего надежные и доступные беспилотники смогут вытеснить стандартные автомобили с рынка, считает руководитель отдела информационных систем «ДАКСЕР» Денис Вавилкин. Спрос на них в больших городах обеспечен — за счет доставки «точно в срок» благодаря высокой точности расчета времени перевозки. Но будет ли рынок в России будет готов к серьезным финансовым тратам, и сумеет ли государство закрепить технологию на законодательном уровне. 


Текст Алексей Стрельников
Фото Finam.ru, pixabay.com, tasimacilar.com