Причинами железнодорожных пробок стал возрастающий спрос на перевозки перед российским Новым годом, который перетек в ажиотаж, предшествующий китайским новогодним праздникам. ОАО «РЖД» вводили конвенционный запрет на отправку на терминалы Белый Раст и Ворсино, перераспределяя грузовые потоки на соседние станции. Это привело к повышению их нагрузку до предела, так что уже сейчас все другие терминалы работают в режиме ограниченного приема поездов.
Действие конвенций прекратилось 10 и 12 февраля, но пробки остались на прежнем уровне.
— Сейчас весь московский железнодорожный узел стоит, — рассказывает Станислав Тобин, руководитель службы логистики ГК «Аривист». – Сначала закрыли Ворсино, спустя неделю — Белый Раст. На остальных станциях (Селятино, Ховрино, Кунцево, Электроугли) введены ограничения на прием грузов. Это должно было помочь распределить грузы, но так как на станциях работают разные операторы, не все из которых информируют о приходе поездов, станции засортировываются.

Станислав Тобин
Руководитель службы логистики ГК «Аривист»


До сих пор на Ворсино есть грузы, невыпущенные с декабря прошлого года, утверждает эксперт. «Конечно, постепенно станцию разгружают, однако за это время копятся новые поезда», — рассказывает представитель ГК «Аривист». Единственные грузы, которые выпускаются, это продукты питания и рефрижераторные грузы. Остальные товары стоят в «мертвой» пробке.
— Например, по Ворсино на сегодняшний день остановлено 70 поездов (примерно по 60 контейнеров каждый) только по территории России начиная от Забайкальска. К этому надо прибавить поезда, которые остановлены в направлении других станций.

Станислав Тобин
Руководитель службы логистики ГК «Аривист»

По мнению эксперта, повлиять на текущее положение дел никоим образом нельзя. ОАО «РЖД» пытаются регулировать ситуацию, останавливая поезда везде, где есть возможность отстоя. С Тобиным согласны коллеги из других транспортных компаний: «Ежедневно мы получаем информацию о том, сколько километров составам осталось ехать до Москвы», говорит Константин Бондаренко, заместитель генерального директора BMJ-logistics.

Также, по словам представителя железнодорожного оператора Modern Way, добавился дефицит тяги. Отяжеляющим фактором является и то, что из-за очередной коронавирусной волны и сильных снегопадов ощущается нехватка автоперевозчиков.
Причины железнодорожного коллапса:
повышенный объем китайского импорта перед новогодними праздниками в России, а также перед китайским Новым годом;нехватка мощностей на терминалах;
невозможность вывести груз с терминалов из-за нехватки автоперевозчиков (болезни сотрудников и снегопады).— Ковид сильно влияет. Под новой волной омикрона слегла значительная часть водителей, которые вывозили грузы со станций. Водители болеют, машины стоят. Автомашин остро не хватает.

Станислав Тобин
Руководитель службы логистики ГК «Аривист»

По словам экспертов, железнодорожные пробки не влияют на рост ставок, но грузовладельцы терпят существенные убытки из-за простоя контейнеров. Сутки простоя эксперты оценивают от 2,5 до 6 тыс. рублей за контейнер.

ОАО «РЖД» утверждают, что ситуация улучшается за счет перенаправления поездов. Однако участники рынка оценивают ситуацию без оптимизма, называя реальные сроки разрешения коллапса минимум в месяц, другие – вплоть до начала лета.
— Думаю, что пиковый сезон прошел, но разбираться с поездами будут еще минимум 1,5-2 месяца. Но волну грузопотока мы переживем только к началу июня, так как трейдеры, понимая, что происходит на рынке грузоперевозок, будут увеличивать объемы свои закупок, пытаясь обезопасить себя запасом, но нагружая дополнительно мощности.

Станислав Тобин
Руководитель службы логистики ГК «Аривист»

По мнению спикеров, «круги на воде» от Московского ж/д узла дойдут постепенно до китайских отправителей, что может повлечь задержки грузов уже на стороне иностранных партнеров, видящих что, поезда не уходят с погранпереходов.
— Точный прогноз дать затруднительно, однако на скорое разрешение ситуации надеяться не приходится. Вагонов в очереди очень много. Некоторое улучшение может наступить, если грузоотправители будут выбирать альтернативные варианты доставки. Впрочем, перейти на другие виды транспорта сейчас тоже непросто из-за трудностей, которые испытывает весь рынок логистики. Это и рост цен, и нехватка порожнего оборудования. Найти автомобили для вывоза уже снятых контейнеров в Москву также довольно проблематично.

Константин Бондаренко
Заместитель генерального директора BMJ-logistics

На сегодняшний момент не осталось ни одной отрасли логистики, которая была бы не накрыта аналогичными проблемами. Абсолютно везде тотальная нехватка транспорта, которая приводит к задержкам и росту ставок. Не стоит рассчитывать, что в ближайшие пару месяцев будут какие-то значительные улучшения железнодорожных перевозок. Из ЮВА имеет смысл везти морем с трансшипментов в Европе, но и там сейчас будует перегрузка, так как после китайского нового года в Европе традиционно возникают пробки. И если все сейчас ринутся в Европу, то возникнет нехватка мощностей и рост ставок.

Станислав Тобин
Руководитель службы логистики ГК «Аривист»