Повышение затрат на закупку техники и падение среднего уровня тарифов привело к резкому снижению рентабельности транспортных компаний. Из-за этого уже в следующем году игроки с наименьшей финансовой устойчивостью могут покинуть рынок, а российский бизнес — столкнуться с нехваткой техники для доставки грузов по всей стране. Об этом сообщается в обзоре комитета по транспортной логистики «Деловой России» и «АвтоГрузЭкс», подготовленном при участии Dentro и ГЛТ.
Уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки может вырасти на 20% уже в следующем году.
Основная причина — рост себестоимости перевозок — на 10% год к году, в том числе на фоне повышения зарплат персонала, особенно — водителей грузовиков, подчеркнул Вадим Филатов, председатель комитета по транспортной логистике «Деловой России», президент «Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов». По данным HH и «АвтоГрузЭкс», за январь-июнь средний уровень зарплат этой категории сотрудников увеличился на 74%, до 131 тыс. руб. Чтобы привлечь водителей, дефицит которых продолжает расти, компании уже увеличили ставку до 10 руб. за км и продолжают вводить дополнительную оплату: за обучение, экономию топлива и продолжительный стаж работы, рассказал Павел Горбунов, глава ГК ГЛТ.
Кроме того, себестоимость грузоперевозок выросла из-за повышения затрат на приобретение техники. Увеличение ключевой ставки привело к росту лизинговых платежей на грузовики на четверть год к году, до 26-27%, говорится в обзоре.
С 1 октября 2024 года размер утильсбора для иностранных седельных тягачей в реальном выражении увеличился на 41,1%, до 2,46 млн руб., полуприцепов — на 54%, до 1,11 млн руб. год к год, сообщил операционный директор Dentro Илез Хамурзиев. В результате итоговая стоимость техники с учетом лизинговых платежей и ставки утильсбора за август-октябрь выросла на 2,9%, до 14,1 руб., по данным Dentro. В новых реалиях многие перевозчики вынуждены ограничивать обновление и пополнение автопарков, подчеркнул Илез Хамурзиев.
Вместе с тем средний уровень тарифов на автомобильные грузоперевозки (FTL) с начала года снизился на 8,8% и в ноябре составил 66,4 руб. за км, согласно данным сервиса ATI.SU.
Увеличение себестоимости перевозок, затрат на закупку техники, снижение рентабельности компаний может привести к уходу с рынка игроков с наименее устойчивым финансовым положением уже в этом году. В результате Россия столкнется с нехваткой техники для доставки грузов по всей стране и резким ростом тарифов на грузоперевозки, считает Вадим Филатов.