Эксперты рынка поделились своим мнением на тему эксперимента по бондовым складам. Они рассказали, в чем преимущества и недоработки этого нововведения и  как сделать этот проект более масштабным и эффективным.

Эксперимент по бондовым складам продлится год — с 1 апреля 2023 по 1 апреля 2024. Проводят его Минфин, Минэкономразвития, ФТС РФ, Росаккредитация и «Почта России». Заключается он в тестировании новой технологии доставки и реализации товаров широкого пользования, поступающих в Россию из-за рубежа.

«Однако до классического определения бондовых складов Россия с учетом нашего валютного законодательства, таможенного кодекса и других нормативных актов вряд ли дотянется в ближайшие 10 лет, — комментирует юрист, вице-президент Ассоциации импортеров и экспортеров Артур Леер. — Другими словами, бондовый склад — это склад, на котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем, но при этом не взимаются таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость и акцизы без применения к товарам лицензирования и квотирования на период хранения. Часто мы слышим, что это особая экономическая зона, но ближе все-таки термин склад, хранящиеся на котором товары отличаются их статусом».

В июне прошлого года был принят закон о проведении эксперимента создания бондовых складов с Почтой России в качестве оператора. Кроме воплощения идеи создания некого склада с упрощенными условиями для ВЭД необходимо связать все звенья и всех участников на правом поле — таких как таможня и органы сертификации, например. Ранее было удобно хранить товары из зарубежных онлайн-магазинов без внесения таможенных платежей до момента, пока их не купят в России. Но тут возникает ряд основных вопросов, в том числе о необходимости иметь российского оператора как минимум, а как максимум «настроить» все правовые инструменты, чтобы для всех участников процесса этот инструмент был рабочим. «И главное, чтобы российский потребитель не столкнулся с плохо контролируемым потоком товаров, не удовлетворяющим требованиям законодательства, — продолжает Артур Леер. — На сегодня в рамках эксперимента за сертификаты соответствия и маркировку также отвечает сам оператор, не являясь полноценным владельцем груза по сути. Необходимы корректировки ряда привычных действий и создание новых правил, так как затрагиваются полномочия по регулированию отдельных отношений в области таможенного дела».

«Максимальный срок нахождения продукции на таможенных складах составляет 3 года, — дополняет коллегу Екатерина Курбатова, руководитель Ростест Урал. — По истечении этого срока товары должны быть изъяты для потребления или переданы на другой таможенный склад. Важно отметить, что максимальное время хранения может варьироваться в зависимости от страны и правил. Если товары хранятся более 3 лет, на них могут быть наложены пени и штрафы. Однако при определенных обстоятельствах руководство таможни может разрешить более длительный период нахождения на складе. Скоропорт не подходит для хранения на данных складах, поскольку они имеют ограниченный срок годности и могут испортиться. Бондовые склады нацелены на длительное хранение ввозимых товаров, которые не будут реализованы сразу, а скоропортящиеся товары под это описание не подходят».

Преимущества бондовых складов

Вице-президент Ассоциации импортеров и экспортеров выделил три задачи, которые одновременно являются и преимуществами бондовых складов:

— работа с конечным покупателем за счет дробления основной партии;

— для электронной торговли физических лиц;

— международный транзит.

Главная задача таких складов — упростить получение товаров получателям, благодаря специальным режимам иметь возможность отгружать товар с бондового склада от одной большой партии импортера сразу конечным покупателям, осуществляя таможенное оформление по частям. Также одной из задач бондовых складов, которое успешно реализовано во многих странах мира, но не в РФ, является международный транзит. 

К преимуществам возведения таких хранилищ относится возможность долгосрочного хранения товаров, что выгодно для предприятий, которым требуются решения для длительного хранения. Кроме того, такая схема может улучшить обслуживание клиентов, позволяя предприятиям доставлять товары ближе к их конечному пункту назначения и сохранять качество своей продукции.

У каждой из задач есть свои механизмы и особенности воплощения. Такие как, например, использование бондовых складов для транзита товаров из Китая в страны ЕС. Это принесло бы дополнительные доходы как для транспортной и складской отрасли, так и для страны в целом. 

«К сожалению, в России тема бондовых складов хоть и поднималась уже не одно десятилетие, но даже с учетом тестового проекта с «Почтой России», до сих пор находится в зачаточном состоянии, — поясняет Артур Леер. — На сегодня в качестве эксперимента используют лишь одну из трех задач — реализацию товаров физлицам, приобретающими продукцию на зарубежных интернет-площадках со склада «Почты России». Согласно ПП РФ №1962 от 02/11/2022 г. под эксперимент подпадают товары, доставляемые в международных почтовых отправлениях на склады, определенные «Почтой России».

Артур Леер уверен, что подобный эксперимент — это положительный сдвиг, и рано или поздно он даст возможность воспользоваться такой опцией как бондовые склады большему количеству предпринимателей и физических лиц, если проект получит расширение и по другим регионам. «Но работа с интернет-торговлей, где оператором в тестовом проекте является «Почта России» — это лишь малая часть возможностей такого инструмента». 

Напомним, что в качестве первого резидента пилотного проекта выступила компания KazanExpress, которая выделила два склада на базе своих логистических объектов в Москве и Казани. Кроме того, по мере внедрения бондовых складов необходимо будет привести в соответствие законодательные акты, сформулировать и разработать инструкции и регламенты, а это большая и трудоемкая задача, требующая времени. 

«В любом случае, расширение теста с Почтой России, которое нашло свое отражение в эксперименте в Татарстане, говорит о положительной динамике решения вопроса и вселяет надежду на внедрение понятия бондовых складов в цепочку ВЭД и упрощения ряда процедур и, главное, доступности товара для покупателя в максимально быстрые сроки, что даст возможность развивать российские маркетплейсы, — говорит вице-президент Ассоциации импортеров и экспортеров.  – Однако, насколько будут соблюдены вопросы параллельного импорта пока не ясно». 

Александр Морозов, руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК:

«В теории, бондовые склады могут открыть для участников рынка большие перспективы: увеличение грузопотока, снижение зависимости и дефицита из-за ухода с российского рынка иностранных ритейлеров, создание новых рабочих мест, упрощение логистических цепочек по России в целом и реэкспорт непроданных товаров. Но на практике в текущий момент работа с бондовыми складами для логистических компаний, служб доставки и экспресс-перевозчиков сопряжена с большими трудностями и затратами, поэтому говорить о каком-то масштабном витке развития E-comm пока рано.

СДЭК как и любой другой логистический оператор России заинтересован в работе с бондовыми складами. У нас есть опыт работы с фулфилментом, опыт таможенного декларирования заказов из интернет-магазинов, ресурсы для организации такого склада. Но сегодняшние правила размещения товаров на бондовых складах – трудоемкие, затратные и в текущих реалиях – нецелесообразные.

Если к работе с бондовыми складами будут допущены все коммерческие компании, то они получат возможность заранее закупать самые популярные товары из-за рубежа и хранить их на территории нового склада. Таким образом, получится сэкономить на доставке за счет транспортировки сразу большой партии товаров, а не отдельных посылок. К тому же, процесс перевозки будет упрощен благодаря тому, что отдельные посылки будут формироваться, переупаковываться и проходить процедуру таможенного декларирования уже на территории бондового склада, а не за границей. В процессе отгрузки товара с бондового склада с получателя или оператора будут взиматься таможенные пошлины в соответствии с тарифами ЕАЭС и налоги согласно Налоговому кодексу РФ, в случаях когда это необходимо. При отправке товаров для личного пользования в адрес физических лиц, нормы беспошлинного ввоза сохраняются как и при обычных международных отправлениях.

Перемещение товарного запаса ближе к покупателям на территории России позволит существенно сократить сроки доставки товаров до конечного получателя. Если сегодня, доставку посылки из Китая, условно, можно ожидать 20-30 дней, то размещение товаров на бондовом складе сократит это время до 3-4 дней».