На фоне восстановления экономической активности в постпандемийный период и переориентации грузопотоков значительно возросла роль транспортно-логистических хабов и коридоров.

Транзит российских грузов по коридорам, проходящим через Азербайджан, с начала 2022 года вырос на 98%. Об этом заявлял премьер-министр Азербайджана Али Асадов во время встречи с Михаилом Мишустиным.

Ставки на «Север-Юг»

Выгодное географическое положение России и Азербайджана в центре Евразии и Каспийского региона позволяет активнее развивать транспортный и транзитный потенциал МТК «Север-Юг».

«Прежде всего имеем в виду создание железнодорожной, автомобильной, морской инфраструктуры в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг». Он свяжет Россию, Азербайджан со странами Персидского залива, Индией, Китаем, государствами Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Работа на этом направлении уже развернута на основе соответствующей «дорожной карты», и мы планируем к 2030 году увеличить объем перевозки грузов по западному маршруту международного коридора «Север – Юг» до 15 млн тонн в год», ‒ делился планами Михаил Мишустин.

В 2022 году транзитные грузоперевозки через Азербайджан по международному транспортному коридору «Север-Юг» выросли на 33%.

Мультимодальный коридор «Север-Юг» имеет протяженность в 7,2 тыс. км, связывающий Санкт-Петербург с портами Ирана и Индии. Это альтернатива морскому пути, проходящему через Суэцкий канал. Западная ветка МТК проходит через Азербайджан, восточная – через Казахстан и Туркменистан.

Осенью прошлого года вице-премьер Андрей Белоусов заявил о намерении создать совместного логистического оператора для транспортного коридора «Север — Юг» вместе с Ираном и Азербайджаном. «Ожидаем, что к 2030 году объем российских грузов по коридору Север — Юг вырастет почти в два раза – с текущих 17 млн до 32 млн т. При этом основную перспективу видим в западном маршруте, проходящем через Азербайджан», — добавил первый вице-премьер России.

Для полноценного функционирования маршрута нужно достроить недостающий железнодорожный участок между Рештом в Иране и Астарой в Азербайджане. Грузы на этом участке перевозятся автотранспортом, и перегрузка замедляет доставку. Российская сторона планирует выделить $1,5 млрд на развитие коридора до 2030 г. Предполагается участие РЖД в строительстве линии от Астары до Решта (164 км) и электрификации линии Гармсар – Инче-Бурун (495 км) в Иране.

Игорь Милованов, генеральный директор Международного сельскохозяйственного конгресса AsiaExpo:

«Создание  логистического оператора для транспортного коридора Север-Юг с Ираном и Азербайджаном имеет потенциал быть реальным и полезным шагом для всех участников соглашения. По сути, единый оператор предполагает объединение инфраструктуры и ресурсов для обеспечения более эффективного и устойчивого транспортного пути между Россией, Ираном и Азербайджаном, а также с третьими странами. Это может включать в себя не только организацию внешнеторговых и транзитных перевозок на различных видах транспорта, но и весь документооборот по таможенному оформлению, погрузочно-разгрузочные услуги, информационное сопровождение перевозок и, что немаловажно, в сервисе предусмотрена оплата таможенных сборов и других платежей».

Преимущества развития МТК «Север-Юг», по мнению Игоря Милованова, заключаются в увеличении пропускной способности и скорости транспортировки товаров, сокращении затрат на логистику и улучшение доступности новых рынков для бизнеса. Также это может способствовать развитию экономических связей и сотрудничеству между странами.

«Однако, чтобы это стало эффективным и реализуемым проектом, требуется решить ряд сложных вопросов, таких как координация и согласование международных и национальных законов и норм, адаптация существующих инфраструктур к потребностям коридора, а также обеспечение безопасности и экологической устойчивости проекта. Кроме того, необходимо учитывать политическую обстановку и геостратегические интересы всех сторон. В данном случае, важными факторами являются напряженные отношения некоторых стран с Ираном и особенности конкретных региональных ситуаций», — подытожил господин Милованов.

Инфраструктура

Учитывая роль Баку в международных перевозках, власти Азербайджана осуществляют модернизацию транспортно-логистической инфраструктуры. В стране расширяются автодороги, в особенности в направлении госграницы, а также увеличивается пропускная способность контрольно-пропускных пунктов, рассказывает Станислав Тобин, руководитель службы логистики ГК «Аривист».

Кроме того, ведутся работы по расширению мощностей Бакинского международного морского торгового порта почти в 1,7 раза — с 15 млн до 25 млн тонн в год. Также в целях развития логистических возможностей порта планируется построить на его территории два новых терминала для перевалки минеральных удобрений и зерновой терминал.

В обход России

В июне 2023 года Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о создании логистической компании для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. Транскаспийский маршрут проходит также через Грузию и Турцию.

Главная задача создаваемой компании – это перевозка грузов между Китаем и Европой. Для Евросоюза это главный маршрут доставки товаров из Китая в обход России. С учетом нового маршрута срок доставки сократится до 18-23 дней против ранее 53-х дней.

Роль Баку в мировых грузопотоках

Роль Баку как транспортного хаба возрастает из-за усложнившей геополитической ситуации. Гигант Maersk заявил о запуске маршрута поставок из Китая в Европу через Транскаспийский международный транспортный маршрут, который будет проходит через Азербайджан, Казастна, Грузию и Румынию.

Кроме того, финская Nurminen Logistics также запустила контейнерные маршруты из Китая через территорию Азербайджана в рамках коридора ТМТМ. Компания построила маршрут за два месяца с нуля совместно с казахстанскими железными дорогами.