Российские участники ВЭД нарекли 31 августа 2021 года «чёрным днём таможенного оформления в РБ» из-за информации об отмене Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 358 «О стимулировании реализации товаров».

Почему – разбирались с экспертами рынка.

Десять лет назад упомянутый указ освободил ряд белорусских компаний со статусом уполномоченного экономического оператора от уплаты НДС, взимаемого таможенными органами при импорте. Благодаря этому таможенная стоимость товаров, ввозимых белорусскими УЭО из третьих стран, была значительно ниже, чем при ввозе аналогичных товаров напрямую в РФ, – соответственно, существенно ниже была и таможенная стоимость. Такие товары перевозили контейнерными поездами, следующими из Китая в Беларусь (Витебск, Брест). Они без разгрузки проходили таможенное оформление и следовали в Россию, где уже «растаможенный» груз выдавался российским клиентам. То есть речь совсем не обязательно шла о незаконной схеме: благодаря привилегии, которую предоставили белорусским УЭО, таможенное оформление со всеми издержками оставалось легальным и при этом стало существенно выгоднее, чем в России.

«В РБ научилась настолько хорошо работать со сборными грузами, что к 2018 году уже не было необходимости рисковать, оформляя в России «серые сборки»,  проще было отправлять всё через Беларусь. Условия таможенного оформления в РБ для местных УЭО очень сладкие, база рисков  очень демократичная: занижай инвойс  не хочу. В общем, рай для импортёра», — рассказал «Горизонту событий» сотрудник российской компании-импортера, пожелавший сохранить анонимность.

Но будет лукавством не сказать о том, что не НДС единым жили российские импортёры. Помимо налоговой привилегии, белорусская таможня «закрывала глаза» на многое, включая соблюдение требований технического регулирования и прав интеллектуальной собственности: в России соблюдения этих норм требуют более жёстко и бескомпромиссно. Да, российской таможне пришлось внедрить в свои ряды специальные подразделения – так называемые мобильные группы и отделы по контролю за ввозом и оборотом товаров (ОКВОТ), но они, разумеется, не в состоянии проконтролировать весь объём ввозимых в РФ из РБ грузов.

В результате с выгодностью «белорусской схемы» сопоставимы разве что схемы криминальные – ввоз товаров «прикрытия», контрабанда. Поэтому, полагает вице-президент ГК АРИВИСТ Евгений Кошкаров, большая часть товаров, ранее ввозимых через РБ, уйдёт в легальный импорт:

«Все криминальные схемы сейчас очень рисковые, и криминальные каналы невелики по своей пропускной способности. В Беларусь поезда из Китая шли эшелонами: каждый день – несколько поездов. Аналогичных по объёму нелегальных каналов просто нет».

Попытки «перекинуть» товаропотоки, например, на Киргизию, Армению, считает Кошкаров, тоже не так интересны: возможную экономию на таможенном оформлении перекроет высокая стоимость логистики. Поэтому предназначенные для России товары (в основном это товары народного потребления – одежда, обувь, игрушки и другие), ввоз которых из-за отмены указа потеряет привилегию, неизбежно подорожают на российском рынке.

Есть и ещё один неприятный аспект ситуации с отменой белорусского указа – риск двойного налогообложения. Это связано с тем, что в странах ЕАЭС действуют разные налоговые нормы, и при ввозе товаров из РБ российский импортёр обязан уплатить ввозной НДС, причём независимо от того, на территории какой страны товары произведены.

«Чтобы не платить ввозной НДС, российский импортёр оформлял товары на индивидуальных предпринимателей, которые не являются субъектами уплаты НДС. Соответственно, пропадала необходимость платить российский импортный НДС», — говорит Евгений Кошкаров.
Но найдут ли участники рынка цивилизованное решение этой проблемы в новых условиях – покажет время.

Несмотря на то, что информация об отмене указа белорусскими властями до сих пор не подтверждена, УЭО РБ в течение последнего месяца рассылают своим контрагентам из России предупредительные письма с указанием на то, что с 1 сентября 2021 года они не смогут осуществлять оформление грузов на прежних условиях, так как будут обязаны уплачивать НДС в полном объёме. По сообщениям белорусских операторов, условия, порядок, ставки оформления грузов с сентября 2021 года будут уточняться в ближайшее время.

Текст Галина Рожко