Роспотребнадзор является органом власти, который одновременно оказывает госуслуги и осуществляет контрольно-надзорные функции.

Курбатова Екатерина, руководитель Центра сертификации Ростест Урал

К сфере услуг относят:

  • гос. регистрацию продукции (выдачу свидетельств о гос. регистрации — СГР);
  • выдачу санитарно-эпидемиологических заключений;
  • оформление лицензий на применение источников ионизирующего излучения;
  • прием уведомлений о начале работы ИП и ООО.

Надзорные полномочия у Роспотребнадзора имеются в сфере:

  • защиты законных интересов потребителей;
  • соблюдения санитарно-эпидемиологических правил.

В состав Роспотребнадзора, помимо управлений и центрального аппарата, входят санэпидслужбы, региональные центры эпидемиологии и гигиены, научные организации.

Что может проверить Роспотребнадзор?

Надзорный орган осуществляет проверку в отношении:

  • соблюдения правил торговли;
  • качества реализуемых изделий, условий их хранения, изготовления;
  • наличия медкнижек у работников предприятия;
  • наличия полного пакета разрешительных документов – лицензий, сертификатов, СГР, деклараций.

Контроль за работой заведений общепита производит СЭС (Санэпидемстанция), которая входит в структуру Роспотребнадзора. Представители этого органа изучают порядок выполнения технологических процессов, сроки хранения товаров, следят, чтобы не было просрочки.

Кроме того, в ходе проверки инспекторы могут проверить наличие:

  • лицензии на ведение торговой деятельности;
  • уставных документов;
  • договора на аренду используемых в работе помещений;
  • журнала о результатах проверок санитарного состояния;
  • договора на вывоз отходов;
  • уголка потребителя;
  • ценников на реализуемой продукции;
  • соблюдение принципов ХАССП на предприятиях, связанных с производством/хранением/продажей продовольствия.

Проверки бывают двух типов:

  1. Плановыми – проводятся согласно графику на протяжении 20 рабочих дней – 1 раз в течение 3 лет (уведомление о проведении приходит за 3 дня до начала).
  2. Внеплановыми – может осуществляться на основании обращений потребителей, гос. органов, фирм, СМИ по факту нарушения интересов потребителей или установленных правил маркировки. Также проводятся для того, чтобы определить, выполнила ли организация предыдущее предписание надзорного органа, и по требованию прокуратуры.

Важно! Анонимные обращения в Роспотребнадзор не рассматриваются.

Какими могут быть результаты проверки Роспотребнадзора?

  1. Первый вариант – оптимальный: нарушений в ходе проверки не обнаружено. В таком случае субъект хозяйствования подписывает акт и продолжает свою деятельность.
  2. Второй вариант – в работе предпринимателя выявлены недочеты. В подобной ситуации выносится предупреждение, или применяются штрафные санкции. Размер штрафа зависит от вида нарушения. Так, например, отсутствие деклараций или сертификатов о соответствии на подконтрольную продукцию наказывается по статье 14.43 КоАП РФ. Это штраф до 30 тысяч рублей – для ИП, до 300 тысяч рублей – для организаций.

Невыполнение санитарных норм ведет к приостановке работы предприятия на период до 90 суток.

Если субъект хозяйствования не выполнил предписание надзорного органа, то его дополнительно оштрафуют на 20 тысяч рублей – компании, на 2 тысячи рублей – ИП.

Если предприниматель не согласен с решением проверяющих, то он может обжаловать его сначала в досудебном порядке, обратившись в региональное управление Роспотребнадзора. А если это не даст результатов, то в арбитражный суд.

Где взять документы, чтобы пройти проверку Роспотребнадзора?

Субъекты хозяйствования, которые перепродают продукцию, не меняя упаковку, маркировку, фасовку, вправе запросить разрешительную документацию (декларации, сертификаты) у поставщика. Если предприниматель поставляет на рынок товары собственного изготовления или под своим брендом, то ему потребуется самостоятельно оформить полный пакет разрешительных документов. Для этого можно обратиться в сертификационный центр, эксперты которого помогут провести оценочные процедуры.