С помощью юристов компании «Парадигма Права» подготовили сводку законодательных новостей, влияющих на ведение внешнеэкономической деятельности.

С 1 октября 2026 года:

  • Изменяется Положение о национальной системе прослеживаемости товаров.
    В частности, теперь в случае изменения количества и стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, единиц измерения, ранее отраженных в документе о предстоящей поставке товаров, а также при отсутствии ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих прослеживаемости, участник оборота товаров обязан сформировать и представить в ФНС России корректировочное уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, в срок не позднее следующего рабочего дня с даты обнаружения факта неотражения или неполноты отражения сведений либо выявления оснований непринятия таких товаров к учету.
    Кроме того, уточняется, что обязанность по уведомлению ФНС России о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства — члена ЕАЭС на территорию РФ не применяется в случае, если в отношении таких товаров распространяются положения о СПОТ. При ввозе на территорию РФ указанных товаров ФНС России в срок не позднее следующего календарного дня со дня получения документа о предстоящей поставке товаров присваивает регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости, и сообщает его участнику оборота товаров в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота.
    (Постановление Правительства РФ от 08.06.2026 N 709, Письмо ФНС России от 03.08.2026 N СД-36-15/6667@)
  • Изменяется порядок заполнения графы 31 «Грузовые места и описание товаров» декларации на товары.
    В частности, изменяется перечень сведений, указываемых под номером 3 для товара, перевозимого в контейнерах.
    Установлены особенности указания данных сведений при подаче декларации на товары в электронном виде и на бумажном носителе.
    Уточняется, что для товара, перемещаемого в контейнерах авиационным видом транспорта, сведения о размере контейнера не указываются.
    (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.02.2026 N 21)
  • Внесены изменения в таблицу 3 структуры и формата декларации на товары и корректировки декларации на товары.
    В частности, указанная таблица дополнена реквизитом для указания кода характеристики контейнера.
    Кроме того, уточнены отдельные позиции в таблице 1 структуры и формата декларации на товары и корректировки декларации на товары.
    (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.10.2025 N 90)
  • Вводится ряд новых классификаторов, используемых для заполнения таможенных документов.
    Речь идет о классификаторе длин контейнеров, классификаторе ширин и высот контейнеров и классификаторе типов контейнеров.
    (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31.03.2026 N 40)
  • Уточнен порядок заполнения графы 44 «Дополнительная информация/Представленные документы» декларации на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию ЕАЭС.
    Предусмотрена возможность указания в указанной графе номера и даты документа, утверждающего создание зоны таможенного контроля в сооружениях, помещениях (частях помещений) или на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора, а в случае, если в соответствии с законодательством государств — членов ЕАЭС ведется учет зон таможенного контроля, — номера зоны таможенного контроля (регистрационного номера зоны таможенного контроля), если товары под таможенной процедурой таможенного склада будут храниться в сооружениях, помещениях (частях помещений) или на открытых площадках (частях открытых площадок) уполномоченного экономического оператора.
    (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.06.2026 N 67)

С 8 октября 2026 года:

Вносятся изменения в отдельные формы документов, предусмотренные техническим регламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств».
Изменения в формы одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси, свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства касаются дополнения описания гибридного транспортного средства информацией о последовательном или параллельном типе комбинированной энергоустановки.
Форма свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности дополнена описанием гибридного транспортного средства.
(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.03.2026 N 37, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.05.2026 N 52)

С 9 октября 2026 года:

Обновляется порядок ведения ФТС России реестра таможенных представителей.
Новый административный регламент устанавливает порядок и стандарт предоставления ФТС России указанной государственной услуги.
Услуга предоставляется российским юридическим лицам либо их уполномоченным представителям определенных категорий.
Максимальный срок предоставления услуги, исчисляемый со дня регистрации необходимых заявления и документов, составляет:
— для категорий (признаков) заявителя с идентификаторами 1А и 2А, а также 1Б и 2Б — 15 рабочих дней при подаче заявления в электронном виде или 20 рабочих дней при подаче заявления на бумажном носителе (за исключением отдельных случаев);
— для категорий (признаков) заявителя с идентификаторами 1В и 2В — 3 рабочих дня.
Взимание госпошлины или иной платы за предоставление услуги не предусмотрено.
(Приказ ФТС России от 19.03.2026 N 216, Приказ Минфина России от 27.07.2026 N 101н)

С 19 октября 2026 года:

Срок проведения эксперимента по внедрению системы таможенного мониторинга продлевается по 31 марта 2029 года.
Уточняется, что целью эксперимента является апробация таможенного мониторинга для добровольного устранения лицами, участвующими в эксперименте, последствий несоблюдения международных договоров и (или) актов, составляющих право ЕАЭС, регулирующих таможенные правоотношения, и (или) законодательства РФ о таможенном регулировании, в том числе в вопросах полноты и своевременности перечисления таможенных пошлин, налогов в федеральный бюджет.
Теперь в эксперименте вправе принять участие юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, являющиеся декларантами товаров и не отнесенные к категории высокого уровня риска, за исключением лиц, участие которых в эксперименте было прекращено на основании представленного в ФТС России уведомления.
Скорректирован порядок направления заявления об участии, порядок взаимодействия лиц, участвующих в эксперименте, с таможенным органом, порядок проведения таможенного мониторинга.
В новой редакции излагается перечень сведений, представляемых таможенному органу участником эксперимента.
(Постановление Правительства РФ от 18.09.2026 N 1188)

С 23 октября 2026 года:

  • Скорректируются полномочия таможенных органов по регистрации таможенных деклараций.
    В частности, установлено, что полномочиями регистрировать:
    — декларации на товары для экспресс-грузов в виде электронного документа или документа на бумажном носителе обладают таможенные посты (за исключением таможенных постов (центров электронного декларирования) и специализированных таможенных постов);
    — пассажирские таможенные декларации для экспресс-грузов, используемые для таможенного декларирования товаров, ввозимых в РФ, в виде электронного документа, обладает Почтовый таможенный пост (центр электронного декларирования) Центральной почтовой таможни;
    — пассажирские таможенные декларации для экспресс-грузов, используемые для таможенного декларирования товаров, ввозимых в РФ, в виде документа на бумажном носителе, а также используемые для таможенного декларирования товаров, вывозимых из РФ, в виде электронного документа или документа на бумажном носителе, обладают таможенные посты (за исключением таможенных постов (центров электронного декларирования) и специализированных таможенных постов).
    (Приказ Минфина России от 21.08.2026 N 126н)
  • Обновится технология совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с перемещением через таможенную границу ЕАЭС автомобильных транспортных средств и перемещаемых ими товаров посредством ЕАИС ТО.
    В частности, установлен порядок совершения таможенных операций в отношении автомобильных транспортных средств и перемещаемых ими товаров до убытия с таможенной территории ЕАЭС.
    Кроме того, установлен новый порядок проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении указанных товаров.
    (Приказ ФТС России от 27.05.2026 N 455)
  • Изменится классификатор льгот по уплате таможенных платежей, используемый для заполнения таможенных документов.
    С ЭК на АК изменен код тарифной преференции в отношении товаров, происходящих из ОАЭ и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в объемах тарифных квот в соответствии с Соглашением об экономическом партнерстве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и ОАЭ, с другой стороны, от 27 июня 2025 года.
    (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.09.2026 N 122)

C 28 октября 2026 года:

  • Устанавливается возможность ввоза и перемещения между государствами — членами ЕАЭС без фитосанитарного сертификата древесных упаковочных и крепежных материалов при наличии маркировки, подтверждающей обработку этих материалов прогреванием по всей толще древесины или фумигацию.
    Указанная маркировка должна быть произведена по одной из форм, предусмотренных Едиными карантинными фитосанитарными требованиями, предъявляемыми к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и территории ЕАЭС.
    (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.09.2026 N 102)
  • Вступают в силу изменения в технический регламент ТС «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».
    Уточнены требования к составу парфюмерно-косметической продукции в части актуализации перечней веществ, запрещенных к использованию в такой продукции, разрешенных к использованию с учетом установленных ограничений, разрешенных красителей, консервантов и УФ-фильтров.
    Установлен порядок введения в действие указанных изменений. В частности, предусмотрено, что декларации о соответствии парфюмерно-косметической продукции обязательным требованиям, установленным техническим регламентом, принятые до 28 октября 2026 года, действительны до окончания срока их действия.
    (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.09.2025 N 74, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.03.2026 N 31)

C 30 октября 2026 года:

Устанавливается порядок проверки документов и сведений, начатой после выпуска товаров на основании заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, в отношении которых уполномоченным экономическим оператором в установленный срок не подана декларация на товары.
Также установлен порядок совершения таможенных операций, связанных с контролем указанного срока.
В частности, таможнями, подчиненными таможенными постами которых произведен выпуск товаров по заявлениям о выпуске товаров до подачи декларации на товары, поданным уполномоченными экономическими операторами, 11 числа каждого месяца, следующего за месяцем выпуска товаров по соответствующему заявлению, в автоматическом режиме посредством ЕАИС ТО формируется перечень заявлений, по которым по состоянию на 10 число месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, уполномоченным экономическим оператором не поданы декларации на товары.
Уполномоченным экономическим операторам, заявления которых содержатся в указанном перечне, в АПС «Личный кабинет» в автоматическом режиме не позднее 12 числа каждого месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, направляется сообщение о необходимости подачи декларации на товары не позднее установленного срока.
По истечении установленного срока заявления, которые содержатся в перечне и по которым не поданы декларации на товары, поступают посредством ЕАИС ТО в структурное подразделение таможни для организации действий, предусмотренных статьей 225 Закона о таможенном регулировании, в том числе для организации подготовки проекта поручения о проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
(Приказ Минфина России от 28.08.2026 N 129н)

Источник информации: «КонсультантПлюс»