Денис Викторович Терещенко, заместитель руководителя ФТС России, на Международном таможенном форуме 2024.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил перед нами задачу привести типовое время досмотра в пункте пропуска до 10 минут. Это достаточно сложная, амбициозная, но на самом деле выполнимая задача. При ее реализации должна быть обеспечена консолидация усилий абсолютно всех государственных контролирующих органов и тех министерств и ведомств, которые обеспечивают и организовывают работу пунктов пропуска.

Валентин Олегович и Геннадий Андреевич уже частично рассказали о тех мероприятиях, которые в части их компетенций проводятся в данном направлении. Я кратко расскажу о работе, в которой принимает участие ФТС России, о том, каким мы видим перспективный пункт пропуска, как он должен работать, и что для этого делается сейчас.

Ранее у ФТС, было несколько программных средств, которые автоматизировали таможенные операции в пункте пропуска. Это было достаточно неудобно, поскольку реализовывались практически одни и те же технические и функциональные решения, но в разных программных средствах. Инспектор был вынужден работать в нескольких программных средствах, выполняя схожие функции. Фактически все это происходило в одном пункте пропуска. Поэтому мы перед собой поставили задачу в рамках наших плановых работ по оптимизации – создать единую таможенную систему, которая бы автоматизировала все операции в пункте пропуска независимо от вида транспорта и товарной номенклатуры. Такая работа в прошлом году была завершена. Речь идет об автоматизированной системе пункта пропуска, она внедрена и с 1 октября 2023 года применяется по всей стране и во всех пунктах пропуска.

В этой системе реализовано электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, то есть с теми государственными контролирующими органами, которые обеспечивают контрольные функции в пункте пропуска – Ространснадзор, Россельхознадзор и Роспотребнадзор.

Ежедневно примерно 25 – 30 тысяч запросов уходит в информационные системы этих ведомств из автоматизированной системы пункта пропуска, и мы передаем нашим коллегам информацию, которой мы владеем, в том числе ту, которую нам предоставил перевозчик. Например, это предварительная информация. Наши коллеги из контролирующих органов, с учетом этой информации, принимают решение и передают нам результат. В среднем на один запрос уходит примерно полторы минуты. Через полторы – максимум две минуты инспектор получает соответствующее решение контролирующего органа. Наши усилия сейчас направлены на то, чтобы всё работало «без сучка и задоринки», и чтобы инспектор в полном объеме и в максимально оперативном режиме имел необходимую информацию.

У нас реализованы алгоритмы автоматического принятия решений при помещении товара под процедуру транзита. Сейчас в пункте пропуска транзит в автоматическом режиме (фактически без участия человека) открывается на 45% товарных партий. Да, понятно, что там есть операции, связанные с контролем средств идентификации и проверки. Сейчас система принимает решение, дальше инспектор проверяет средства идентификации, после чего машина свободна и может двигаться дальше. В дальнейшем эти вопросы будут решаться, в том числе и в контексте применения навигационных пломб, но это немного другая история.

Перспективный автомобильный пропуск. Что же это такое? Для решения задачи, которую перед нами поставил Президент, необходимо решить несколько ключевых вопросов.  

Первый вопрос – организационный. Мы исходим из того, что в пункте пропуска должно быть два контролирующих ведомства. Пограничники осуществляют пограничный контроль, таможенники – таможенный и иные виды государственного контроля, кроме таможенного, которых насчитывается 7 видов. Для нас эта задача не новая. Такая работа организована уже сейчас в режиме эксплуатации в 40 пунктах пропуска. Самое главное, то, что все операции, проводимые в пункте пропуска, прозрачные, быстрые и исключают избыточные функции.

Второй важный вопрос – это, конечно, инфраструктура. Сейчас в рамках реконструкций пунктов пропуска для автоматизации контрольных операций внедряются такие технические устройства как:

  • часовой шлагбаум;
  • система радиационного контроля «Янтарь»;
  • весогабаритный комплекс;
  • портальный инспекционно-досмотровый комплекс, который позволяет оценивать без фактического досмотра и разгрузки то, что перемещается в транспортном средстве;
  • ряд других технических устройств и средств, которые с момента въезда грузового транспортного средства в пункт пропуска и до момента выезда из него осуществляют замеры, проверки, другие контрольные функции и в автоматическом режиме передают результаты своей работы в определенную информационную систему.

Хочу отметить, что сейчас такие решения запускаются в эксплуатацию в пункте пропуска Тагиркент-Казмаляре. Первые эксперименты показывают, что этот опыт удачный и его нужно тиражировать на остальные пункты пропуска. За теми решениями, которые применяют наши коллеги из Минтранса, будущее. Это перспективные решения, которые позволяют минимизировать количество ручных операций, осуществляемых инспектором, поскольку все сведения получается в автоматическом режиме. 

Третий ключевой момент – это программа. В пункте пропуска необходимо создать единую информационную систему, которая должна будет обеспечивать управление всей этой инфраструктурой и координацию взаимодействия всех контролирующих органов.

Что такое перспективный пункт пропуска? Это комплекс программ и технических решений, которые выполняют несколько операций. Первое: предоставляют возможность перевозчику подавать в информационную систему пункта пропуска весь набор электронных документов, которые необходимы для совершения таможенных и иных операций. К примеру, получить некий QR-код, содержащий информацию о том, что его документы зарегистрированы, подъехать к пункту пропуска, предъявить этот QR-код, после считывания которого информационная система пункта пропуска поймет, кто приехал и запустит все процессы, связанные с обработкой тех сведений, которые перевозчик ранее передал в систему. 

Соответственно, получая результаты контроля с инфраструктурных элементов и от государственных контролирующих органов, информационная система принимает решение по какому коридору должно проехать транспортное средство – по зеленому или красному, есть ли в отношении этого транспортного средства какие-то рисковые ситуации или иные ситуации, которые требуют фактического контроля товарной партии.

Примерно так мы видим интеллектуальный перспективный пункт пропуска и, наверное, с учетом этого мы способны действительно реализовать поручение Главы государства о том, чтобы в 4 раза сократить имеющиеся у нас результаты контроля в пункте пропуска со средних 40 минут до 10. При этом мы понимаем, что на этом мы останавливаться не должны.

Мы видим весь процесс совершения таможенных операций, которые начинаются в пункте пропуска, как единый цифровой процесс. Документы, подаваемые перевозчиком один раз в информационную систему, должны многократно использоваться в дальнейшем. Без необходимости мы не должны запрашивать эти документы повторно ни у перевозчика, ни у участника ВЭД. У нас должна быть вся информация для того, чтобы в рамках единого цифрового процесса на каждом его этапе выполнять те операции, которые необходимы. При этом наши должностные лица должны пользоваться единым программным средством – информационной системой пункта пропуска либо нашей информационной системой в центре электронного декларирования.

Также мы видим, что в рамках этих работ необходимо будет сделать дополнительные определенные сервисы для заинтересованных лиц и участников ВЭД. Государство, на наш взгляд, получит достаточно серьезные выгоды от такого понятного, прозрачного цифрового процесса.

Какие результаты необходимо достигнуть в ближайшее время:

  1. Время прохождения пункта пропуска грузовым транспортным средством за исключением возникновения рисковых ситуаций должно снизиться с 40 до 10 минут (в соответствии с поручением Главы государства).
  2. Необходимо внедрить инфраструктурные элементы, предоставляющие информацию для проведения контроля в пункте пропуска в режиме реального времени.
  3. Обеспечить возможность подать полный комплект электронных документов, необходимый для принятия решения в автоматическом режиме.