Что будет, если таможня получит право останавливать грузы по всей России
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила инициативу по наделению таможенной службы полномочиями самостоятельно останавливать грузовики массой более 3,5 тонны на всей территории России. На данный момент это допустимо только в приграничных регионах. На остальной территории РФ остановить фуру можно только при участии ГИБДД.
Вместе с экспертами отрасли разбираемся в причинах и возможных последствиях расширения полномочий мобильных групп ФТС РФ.
Причинами инициативы по наделению таможенной службы полномочиями самостоятельно останавливать грузовики массой более 3,5 тонны на всей территории России называют необходимость контролировать наличие маркировки на товарах, ввозимых из стран-участниц ЕАЭС, с которыми нет пограничного контроля, а также мерами по борьбе таможенных органов с серым импортом. По словам Юлии Шленской, руководителя таможенного представителя «КВТ Сервис», в 2021 году мобильные группы остановили и проверили 3 тыс. транспортных средств. В 10% случаев проверок были выявлены санкционные товары, что составило 1,5 тыс. тонн товаров, подлежащих уничтожению. Сочтя опыт эффективным, законодатели решили расширить полномочия таможни, рассказывает госпожа Шленская.
Как отмечает Дмитрий Хомутов, заместитель руководителя ГК JUST, наделение мобильных групп данными полномочиями связано со стремлением российского законодателя максимально сместить таможенный контроль на этап после выпуска. Благодаря этому будет ускорена процедура пересечения границы: исчезнут пробки на погранпереходах, заторы в портах и железнодорожных узлах.
К чему приведет расширение полномочий мобильных групп ФТС России?
Сейчас не совсем понятен механизм применения данных полномочий таможенными органами.
«В какой форме будет осуществляться проверка остановленных фур?
Будет ли это только анализ товаросопроводительных документов, либо таможенники начнут досматривать все импортные грузовики? Будет ли применяться система управления рисками при принятии решения о необходимости дополнительных мер контроля? Пока ответов на вышеперечисленные вопросы нет. Однако стоит учитывать риск возможной задержки груза для проведения таможенного досмотра в пути следования, что скажется на сроках доставки«, — рассуждает Анна Фомичева, сооснователь мультисервисной SAAS-платформы Digital VED.
Данная инициатива приведет к избыточному контролю. Однако у таможни и так было право останавливать грузовики в приграничных районах. Зачем наделять их этим правом по всей территории РФ? Законодатель предполагает, что фуры могут пройти вне зоны таможенного контроля на приграничных участках, но тогда это компетенция пограничных органов, а не таможни, заявляет Михаил Фишман, региональный директор ГК АРИВИСТ.
Скорость грузооборота явно не выиграет от возможной остановки транспортных средств.
Для того чтобы привезти груз водитель должен пройти пограничный и таможенный контроль, пройти через рентгеновскую установку, его грузовой отсек тщательно запломбируют, чтобы не было доступа к содержимому. Дальше нужно внести обеспечение таможенных платежей, чтобы груз не потерялся по дороге. По пути его может остановить автоинспекция, отправить на весовой контроль или провести документарный контроль. Потом он следует на внутреннюю таможню, где проходит еще более углубленный контроль часто с использованием рентгеновской техники. И это самый обычный путь, если таможня не заподозрила нарушения.
Скоро заезд в РФ для иностранных водителей можно будет приравнять к форс-мажорному обстоятельству с самыми непредсказуемыми последствиями.
Стандартный срок бесплатного простоя — один день на таможенное оформление и один день на выгрузку. В случае остановок для досмотра, транспортная компания может не уложиться в эти сроки, что приведет к появлению дополнительных расходов, которые войдут в себестоимость перевозимых товаров, рассказывает Дмитрий Аржаных, соучредитель ГК Сервисная Логистическая Компания.
На данный момент перечень оснований для проведения досмотра мобильными группами не регламентирован. Это огромный соблазн и благодатная почва для коррупции, так как инспектору достаточно лишь пригрозить водителю направлением на СВХ для досмотра, мотивируя свои действия применением «системы управления рисками». Складов временного хранения не так много, поэтому ехать на СВХ придется не один десяток километров. Кроме того, нахождение на СВХ и погрузочно-разгрузочные работы стоят внушительную сумму. Учитывая затраты на топливо, услуги СВХ, простой машины, подобное направление на досмотр обернется в сотню тысяч рублей, а оплачивать данные расходы придется собственнику груза, независимо от того, найдут ли нарушения или нет.
Глава ФТС России Владимир Булавин в 2020 году, рассказывая о результатах работы мобильных групп, сообщил о значительном уменьшении объема санкционной продукции: в 2015 году было выявлено порядка 20 тыс. тонн таких товаров, а в 2019 году до 4 тыс. тонн. Смотря на приведенные цифры, необходимость дополнительных мероприятий кажется необоснованной: «уловы» ФТС уменьшаются, а количество групп увеличивается.
«Экстраполяция такого опыта умножит нежелательные обстоятельства. Например, возрастут риски застрять в пути и для «белых» перевозчиков: у мобильных групп есть два часа на проверку остановленной фуры и документов. Однако отсчет времени начинается с момента представления полного комплекта документов, а «полнота» в таких делах — понятие относительное. С такими проверками увеличивается потенциальная коррупциогенность, так как общение представителей мобильной группы и водителя происходит вне поля зрения других представителей власти и вне видеонаблюдения, которое есть на постах«, — делится Юлия Шленская, руководитель таможенного представителя «КВТ Сервис».
Эксперты отмечают, что данный законопроект еще «сырой» и требует более тщательной и детальной проработки.
По словам госпожи Фомичевой, если данный законопроект будет эффективным, может произойти обеление бизнеса: на прилавках станет меньше контрафакта, что создаст условия честной конкуренции и только улучшит положение бизнеса. Возможно закрытие некоторых торговых точек ввиду отсутствия поставок контрафакта.
Остаются вопросы: выиграет ли от этого простой потребитель? насколько закон помешает и так «белому» бизнесу?