Эксперт: Союзные государства допускают не только «серые схемы», но и «черные»
Анна Фомичева
Эксперт-практик в области ВЭД

Основательница
МКЦ «БИЗНЕС ЛОГИСТИКА» и эксперт в области ВЭД Анна Фомичева рассказала «Горизонту событий» о том, как изменится рынок после отмены Указа.
- Анна, расскажите, в чем суть так называемой "белорусской схемы"?
- На основании Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года №358 с последующими изменениями импортеры, обладающие статусом уполномоченного экономического оператора (УЭО) и включенные в реестр владельцев таможенных складов и реестр владельцев складов временного хранения, освобождались от налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами.
Основным механизмом оптимизации при импорте через Республику Беларусь (РБ) являлось «плановое» занижение инвойсовой стоимости товара.
Условием такого освобождения являлось обязательство названными лицами экспорта товаров за пределы Республики Беларусь. Разница в таможенном оформлении со странами участницами ЕАЭС позволяет играть на занижении инвойсовой стоимости экспортируемого товара и прочими доступными «механизмами» со всеми вытекающими материальными выгодами.

- Почему ввоз товаров через Беларусь был выгоден российским компаниям?
- Практически все серые схемы построены на обходе законодательства. Россия давно встала на путь цифровизации: «робот» налоговой, система управления рисками, единая банковская система и электронное декларирование товаров, маркировка и система прослеживаемости товаров. Но в союзных государствах цифровизация находится в зачаточном состоянии. В итоге, становится понятно, что почва для нелегальных схем достаточно благодатная и удобная, особенно по занижению инвойсовой стоимости. Могу привести такой пример: один косметический бренд при стоимости товаров на 150 тыс. долларов в фуре заявлял 30-40 тыс. долларов, и вследствие уходит от таможенных платежей в полном объеме. Выгода очевидна.

- Какие товары ввозили из третьих стран через Республику Беларусь?
- По «белорусской схеме» ввозились такие товары как ткань, сантехника, аксессуары, техника, сигареты, которые до сих пор могут везти под документы мебели или зеленого горошка. Кстати, они же могут завозиться как элементы – табак, капсулы и картонные листы отдельно. Особого внимания заслуживают цветы. Белоруссия уже несколько лет является главным поставщиком живых цветов в Россию и даже умудрилась обогнать мировых лидеров в этой области – Нидерланды, Эквадор и Колумбию.

- Приведет ли уравнивание налоговых норм стран к подорожанию этих товаров?
- Преждевременно делать прогнозы, но, думаю, что нет. Сама по себе отмена Указа может повлиять лишь на незначительный процент. Например, процент на оплату кредита для обеспечительных мер, так как основная «оптимизация» заключалась в снижении инвойсовой стоимости.

- Какие механизмы импорта сопоставимы по выгодности с "белорусской схемой"?
- Если товар импортируется легально, то никаких иных механизмов ввоза быть не может. Все равны. В этом основной посыл ЕАЭС.

Но основная проблема и заключается в нездоровой конкуренции. Российский бизнес ведет легальную деятельность – оплачивает все налоги и пошлины, соблюдает запреты и ограничения, тогда как союзные государства допускают не только «серые схемы», но и «черные». Поэтому, если говорить в контексте механизмов, то речь может идти о контрабандных явлениях, и то точечных.

- С чем связана отмена Указа, на ваш взгляд?
- Однозначно сказать невозможно, мы можем лишь предполагать. Думаю, что определенный отпечаток накладывает обязанность приведения законодательства о таможенном регулировании в Республике Беларусь со структурой Таможенного кодекса ЕАЭС. Рано или поздно к этому нужно было подойти.

- По-вашему, ввозимые товары после отмены действия Указа легализуются или уйдут в теневое оформление?
- Сейчас условная легализация товара происходит через покупку документов от 3% до 6% от стоимости товара. Но мы все понимаем, что если заниматься бизнесом по-крупному и выходить на рынок, то нужна не условная легализация, а полное обеление внешнеэкономической деятельности.

Повторюсь, что у бизнеса один путь – легализоваться и переходить на «белый» импорт. Если сделать это сейчас, учиться работать по правилам и оптимизировать расходы легально, то у компании будут все шансы оставаться на рынке, масштабироваться и действительно вести бизнес, а не оставаться «местечковой» компанией.

Основательница «Бизнес Логистики» о том, как важно выводить ВЭД на белую работу и зачем руководителю ВЭД идти в TikTok

Как найти надежного китайского производителя и отличить от мошенника

27 мая прошло заседание Общественного совета при ФТС РФ, в ходе которого обсуждались задачи таможенной службы на 2021 год

Российские участники ВЭД нарекли 31 августа 2021 года «чёрным днём таможенного оформления в РБ» из-за информации об отмене Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 года № 358 "О стимулировании реализации товаров"

Авторская колонка о том, как смена фокуса ФТС на контроль после выпуска ДТ пагубно влияет на экономику страны